Политические идеи Ивана Грозного : миссия православного царя
Цели и задачи
Целью данной работы исследование политических идей Ивана Грозного: обоснование миссии православного царя.
Введение и актуальность
В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину. Для царя опричнина была своего рода способом построения абсолютизма. Ведь земли, попавшие в опричнину, по условиям сделки с боярами, полностью и безраздельно принадлежали Ивану Грозному, он мог властвовать там как истинный самодержец, не опираясь на советы Боярской Думы. В период опричнины усилилась сакрализация царской власти: «превращение великого князя в государя-святителя». В таких условиях собственные ошибки, грехи царя становились для него подлинной духовной катастрофой. Их возможность признавалась и самим Грозным: «И я человек: нет ведь человека без греха, один бог безгрешен».
Что же можно сказать по итогу опричнины? Самое главное, что Грозный добился своей цели - он укрепил самодержавие. Княжеская аристократия была разбита и унижена, влияние бояр на государственные дела были незначительными. Власть в стране централизовалась, был введен новый порядок в стране и, безусловно, произошло объединение земель. Но не стоит видеть только хорошие стороны по итогу этого периода. Негативных последствий опричнины можно перечислять в разы дольше. В стране образовался кризис, сильный экономический упадок, который был напрямую связан с разорением земель и уменьшением посевных площадей. Также были введены заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому. После этого периода произошло закрепощение крестьян, усиление воли поместника. Опричнина стала частичной причиной поражения России в ходе Ливонской войны.
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного оказала влияние на его политические взгляды. Ведя «войны» с группировками бояр, он вначале своего правление пытается отгородиться от них «Избранной радой», во второй половине своего царствия – опричниной. Именно в этот период и происходит осмысление царем того, что царь должен править самостоятельно, без иного вмешательства – зарождаются идеи самодержавия. А для того, чтобы обосновать идею самодержавного правления царь выбирает религию и в рамках православия всячески «проповедует» богоизбранность и миссию православного царя.
Заключение и вывод
Таким образом, подводя итоги данной работы можно сделать следующие выводы о личности и правлении Ивана Грозного: оценки его деятельности разделены на два противоположных лагеря - либеральный и ультра-охранительный.
Приверженцы либерального направления придерживаются теории, что на русский трон взошло исчадие ада – безумный или, как минимум, полубезумный тиран, кровавый злодей, личность деспотическая. Именно этот фактор не противоречит истории России, так как данная тенденция ввиду рабского состояния русского народа наблюдалась в разные периоды истории: Петр I, Сталин и т.д. Иваном Грозным искоренялись и калечились любые ростки свободы или вольномыслия, уничтожались даже самые ничтожные демократические всходы в русском обществе своего времени. Именно этим царем была загублена всякая правда в Русской православной церкви, которая и до него не отличалась терпимостью в вопросах веры, а при нем еще и холопски согнула спину перед монаршей властью. Первый русский царь провел между Московским государством и Западом глубокую борозду, которая затруднила дальнейшее сотрудничество с Европейскими странами, оказалась препятствием к принятию высокой европейской культуры. В лице Ивана Грозного русская государственная тирания получила самое полное олицетворение.
Ультра-охранительная теория заключается в том, что великий государь был дальновидным стратегом и радетелем за землю Русскую. Иваном Грозным было проведено много казней, но так и следовало поступать, поскольку приходилось каленым железом выжигать измену, выметать ее поганой метлой из потаенных уголков государства. Иван IV был подлинно православный верующий человек, всегда и неизменно защищавший устои истинного Православия. Он был талантливым полководцем, всегда и неизменно приводивший русское воинство к победе. Иваном Грозным последовательно отстаивалась русская самобытность (только и сохранившую христианские истины после того, как они пали по всему миру) от нехороших поползновений европейских поработителей. И, в конечном итоге, великий русский царь не позволил европейцам завладеть Россией и растлить ее духовно своими нравами.
Приход к власти Ивана Грозного повлек за собой проведение существенных для государства реформ. Размах преобразований существенно сказался на дальнейшем развитии государства: введение нового Судебника, создание новых приказов, усовершенствование системы налогообложения, лишение части льгот духовенства и монастырей, введение поместного землевладения. Была проведена военная реформа, способствовавшая победам русского войска.
Однако следующий период правления Ивана IV, известный в истории как опричнина, привел к масштабному кризису. С одной стороны, опричнина привела к абсолютной монархии и утверждению Московского государства в международных отношениях, с другой - заложила основу для масштабного кризиса. Этот кризис разразился спустя 20 лет и название ему Великая Смута.
XVI век является веком необычайного взлета самодержавной власти московских князей. Главным литературным памятником этого времени является «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским». Это источник, аккумулирующий полярные мировоззренческие позиции, нашедшие выражение в споре о понятии православия и самодержавной власти.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт