поэтика цвета в изображении женских образов в цикле рассказов Бунина "Темные аллеи" | Пример курсовой работы

поэтика цвета в изображении женских образов в цикле рассказов Бунина “Темные аллеи”

Цель исследования состоит в рассмотрении особенностей поэтики цвета в цикле рассказов «Темные аллеи» при изображении И.

В основном черный цвет вызывает негативные ассоциации. Для представителей западной культуры, черный цвет ассоциируется со смертью и трауром, сложной ситуацией. Но также черный цвет может иметь и положительное значение. Так, в Китае этот цвет символизирует честность, а в арабской культуре такое выражение как «чернота глаз» означает возлюбленную, а «чернота сердца» – любовь. Интересно, что в мире моды черные вещи воспринимаются вовсе не негативно, а как вещи элитарные, дорогие и изящные.
Желтый цвет может приобретать самые разнообразные значения. Это цвет солнца, золота, зрелых колосьев. Часто желтый цвет был отличительным признаком материального благополучия. В Азии желтый цвет было принято считать священным, там он олицетворял мощь, желтые одежды носил император. При этом желтый цвет может олицетворять болезнь, потусторонний мир, смерть.
По сведениям С.В. Сысоевой, разные оттенки желтого могут вызывать противоположные ощущения: «цвет яичного желтка ассоциируется с дружбой, лимонный с незначительностью и “кислотой”, золотистый с властью и ощущением превосходства».
Так, у жителей США он ассоциируется с процветанием, у россиян – с солнечностью и разлукой, в Индии желтый цвет – символ великолепия, в Бразилии – отчаяния, а в Сирии – смерти. «В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму».
Желтый цвет иногда становится и клеймом позора, как это мы можем наблюдать в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского проституция названа не иначе как жизнь «по желтому билету».
Во времена Второй мировой войны, по распоряжению нацистского режима, евреи должны были носить на одежде желтый шестиконечный знак в форме звезды как символ принадлежности к «низшей» расе.
В современном мире некачественную журналистику привыкли называть термином «желтая пресса».
Золотой цвет называют «архетипом совершенства». Он активно используется в религии, как символ божественного откровения и вечности, нечеловеческой силы. Одновременно с этим, золотой – символ мученичества, это значение также берет свое начало из религиозной традиции.
Оранжевый цвет (красно-желтый), так же, как и красный, ассоциируется со смелостью, акцентирует на себе внимание, дает ощущение тепла, располагает, его называют «знаком благополучия».
Оранжевый цвет используют в качестве сигнала (к примеру, в одежде рабочих на дороге). В христианстве оранжевый – символ мудрости (Софии), этот цвет используется также и для изображения Святой Троицы и при росписи пасхальных яиц, которые олицетворяют космическое начало. Негативные значения оранжевого цвета – «страсть борьбы, демоническое начало войны».
Синий цвет в основном – символ неба и вечности. Кроме этого, может приобретать такие положительные значения, как верность, доброта, расположение, честность, единство, преодоление границ, благородное происхождение (голубая кровь).
Так как синий цвет по своей природе близок к черному, то у некоторых культурах – это символ траура: Древний Египет (в синий цвет раскрашивали гробницы фараонов), народы Южной Африки. У древних славян ассоциировался с демоническим началом (в старых преданиях славян описываются бесы не только черного, но и синего цвета).
Зеленый цвет в своем положительном значении символизирует весну, юность, надежду, спокойствие. Также стоит заметить и отрицательные ассоциации с зеленым цветом – незрелость, несовершенство, угнетение (выражение «тоска зеленая»).
В культурных традициях зеленый цвет приобретает разнообразные значения. В Китае зеленый ассоциируется с роскошной жизнью, в Индии – с надеждой и миром, в Иране – со свежестью и бурным ростом, но также и с печалью, поскольку злого человека там называют «зеленая нога», а кладбище – «зеленый дом». Шуты в средневековой Европе носили зеленую одежду с желтым, а банкроты, жившие в Германии, должны были носить зеленые шапки.
Серый цвет – ассоциируется с бесцветностью, безразличием. Влияние цвета на человека – в основном серый цвет не утомляет, не привлекает внимания, отдаляет. Не зря неприметного человека называют «серой мышью», а толпу, не имеющую оригинальных идей «серой массой».
Христианство толкует серый цвет как значение «телесной смерти и духовного бессмертия», символ кающегося грешника, которому посыпали голову пеплом, а вот на Востоке голову пеплом посыпали в знак скорби по случаю смерти родных. Также серый цвет может напоминать паутину, пыль, привидения, ассоциироваться с безнадежностью.
Позитивное значение серого цвета. В средневековой Европе – атрибут высшего света, особенную ценность серый цвет приобрел в эпоху позднего Возрождения, когда он считался признаком изящества и благородства. Сегодня серый – цвет одежды делового и серьезного человека. А вот серый (в значении серебристый) цвет в Средние Века также имел положительную символику (Луна, женское начало, невинность).
Лиловый цвет может символизировать как энергию, духовную силу, так и одиночество, замкнутость, поиски собственного «Я». Часто лиловый воспринимается как нечто мистическое, этим объясняется его использование в медитациях для установления контакта между человеческим и космическим началом. Обилие лилового цвета негативно сказывается на человеке, может вызвать депрессию.
Из вышесказанного следует, что ни один цвет не может трактоваться однозначно. Все они могут быть расценены как с положительной, так и с отрицательной стороны, в зависимости от эпохи, культуры и исторического опыта. На протяжении многих веков могло меняться восприятие цветов даже в рамках одной культуры. Отдельно стоит отметить, что цветовая символика до сих пор остается актуальной темой, поскольку отдельные цвета изучены основательно, а некоторые все еще нуждаются в специальном исследовании.

О своем восприятии мира И.А. Бунин писал: «Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду, – и как остро, Боже мой, как остро!». Всецело убедиться в правдивости данного утверждения можно на примере всего творчества писателя.
Особенный мир колористики в цикле Бунина «Темные аллеи» создают женские образы. При чтении рассказов заметно, что автор с трепетом относится к женщине, воспевает ее красоту, живописно восхищается ее индивидуальностью. В рассказах цвет является ключом к пониманию поведения героинь, их судьбы.
Пейзаж и краски всегда играют очень важную роль в бунинских рассказах. Это увеличивает эмоциональную напряженность и помогает почувствовать передаваемое настроение.
Характеры героинь, переживаемые ими эмоции, построения их судеб в связи с внешними обстоятельствами – все это отражает цветовая палитра рассказов. Черный с красным часто переплетаются между собой при создании женских образов писателем, поскольку любовь у Бунина всегда заканчивается трагично.
Но хотя несчастного завершения любви героиням «Темных аллей» и не удается избежать, краткое мгновение счастья Бунин-художник рисует всевозможными красками. Красным вспыхивает страсть, за серой дымкой скрывается манящая загадка, зеленый сулит верную и глубокую любовь, а белый всегда оправдывает искренние чувства, даже если они греховны.
Героини цикла рассказов «Темные аллеи» такие разные и внешне и внутренне, но всех их объединяет многоликая любовь.
Цель исследования состоит в рассмотрении особенностей поэтики цвета в цикле рассказов «Темные аллеи» при изображении И.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!