подробное рассмотрение идеологии «просвещенного абсолютизма» | Пример курсовой работы

подробное рассмотрение идеологии «просвещенного абсолютизма»


Так, например, Екатерина уверяла: равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подчинялись одинаковым законам. Но практика деятельности дворянского правительства того времени, которое неуклонно осуществлял защиту дворянских интересов и привилегий в сословных судах, резко противоречила этим статьям «Приказа».
В «Приказе» говорилось также о правах подданных Российской империи. Но практически Екатерина не сделала и малейшего намека на необходимость предоставления населению хотя бы формальных свобод, сводя вопрос о свободе до доказательств необходимости подчиненности всего населения России сословно-крепостническим законам. В окончательном варианте «Приказа» не было и речи о смягчение крепостных порядков, а когда обратимся к действительности, то увидим, что она прибегла к еще большему угнетению крестьян. Так, указом 1765 г. Екатерина дала право помещикам ссылать крестьян на каторжные работы, запретила жаловаться на своих помещиков. По указу 1767 г. нарушителей этого запрета били плетьми и отправляли на вечные каторжные работы.
«Приказ» Екатерины II, как об этом она сама заявила, был составлено из выписок учений Монтескье, Беккариа и других западноевропейских просветителей. Однако эти выписки во многих случаях искажались так, как это было выгодно и необходимо автору «Приказа».
Начиная со ст. 9 «Приказа», в котором сказано: «Государь Российский это самодержавец, ибо никакая другая, как только единая в его особе власть не может действовать в пространстве такого великого государства». Екатерина сознательно применила мнение Монтескье с целью оправдания неограниченной монархии.
Екатерина объявила себя сторонницей теории естественного права и ввела «Приказу» ряд ее положений. Но главный вывод этой теории о необходимости согласовывать позитивное право с природой человека, то есть ликвидировать сословный строй, обеспечить юридическое равенство граждан, свободу собственности и договора, в «Приказе» не воспроизведен. Не нашли в нем отражения теория общественного договора и тесно связана с ней идея народного суверенитета, которые получили особенно яркое выражение во многих произведениях французских просветителей.
Изложенное выше свидетельствует о том, что многие положения «Приказа» действительно соотносились с идеями Монтескье, но у французского просветителя было заимствовано лишь некоторые выражения, а не содержание идей.
Начиная работу над текстом «Приказа», Екатерина ознакомилась и с трудами прусских авторов, которые были специалистами в области полицейского права. Глава XXI «Приказа» почти вся написана по трудам барона Бильфельда. Опираясь на труды Бильфельда и других авторов, а также на характерную для абсолютизма идею общего блага, Екатерина разрабатывала идеал полицейско-абсолютистской государства, в котором полиция изображается как опекающий орган управления, без которого немыслимо достижение всеобщего достатка. Екатерина требовала вмешательства полиции в такие дела, как надзор за тем, чтобы все гасили свет в определенный законом время, закрывали ворота в домах. Обязанностью полиции было запрещать неразрешенные собрания, следить за тем, чтобы не распространялись возмутительные письма. Екатерина приписала полиции осуществлять надзор за наемными слугами, поденными рабочими, нищими и больными, заставлять работать тех, кто еще способен работать.
Начертив идеал полицейско-абсолютистского государства, Екатерина ввела также в свое произведение много положений из известного трактата Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Глава X «Приказа» и много других статей глав – дословное изложение взглядов Беккариа на уголовное судопроизводство и наказания. И хотя Екатерина считала, что она подражает Беккариа, да и сама проповедовала в «Приказе» отмену пыток, разумность и мягкость наказаний, введение гласности судебного приговора, но все эти заявления расходились с судебной практикой во время ее царствования, когда в судах вообще и в рассмотрении уголовных дел в частности царило ужасное беззаконие.
Общественном мнении России присуще то, что политическая идеология, апологетика государственного устройства в основном преобладала над политической наукой. Политическая идеология России формировалась под значительным влиянием христианской церкви, в частности, большую роль сыграла идея “Москвы – третьего Рима”, высказанная монахом Филофеем (конец XV века), то есть Москвы как единственного православного царства и московского царя как царя всех православных (титул “боговенчаного царя” с обрядом помазания окончательно принят Иваном IV в 1547 г.). Наряду с апологетическим направлением политической мысли развивался оппозиционное направление, который также не всегда объективно подходил к политических явлений. Так, уже в эпоху становления Русского государства (XVI в.) теории и практике самовладной, неограниченной монархии (Иосиф Волоцкий, Иван Грозный) противостояла идеология ограниченного, сословной монархии (Андрей Курбский).
В XVIII века в России формируется идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, В. Татищев). Рождаются традиции государственно-правовой школы и создаются первые проекты конституционного устройства России (С. Десницким, Д. Фонвизин). Впоследствии В. Радищев выдвигает идею республики, которую отстаивали также некоторые декабристы (П. Пестель). Следует отметить, что политическим взглядам декабристов свойственны определенные противоречия – наряду с требованиями защиты прав личной свободы и законности суда в “Русской правде” Пестеля отвергается право создавать негосударственные политические объединения (хотя проект Конституции Н. Муравьева предусматривает такое право, но он выступал за конституционную монархию); исключается также даже мысль о возможности федеративного устройства России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!