Платежно-расчетные отношения РФ со странами СНГ. | Пример курсовой работы

Платежно-расчетные отношения РФ со странами СНГ.

целью данного исследования является анализ платежно-расчетных отношений России со странами СНГ и предложение путей по совершенствованию платежно-расчетных отношений России со странами СНГ.

Содружество независимых государств (СНГ) является уникальным случаем существования международной организации, которая с одной стороны имеет много проблем в плане определения юридической природы, а с другой стороны, именно СНГ явилось базисом для возникновения экономической интеграционной группировки ЕАЭС, хотя сама международная организация такой группировкой не является, так как не обладает наднациональным характером в соответствии с Алма-Атинской декларацией от 21.12.1991 г., в которой прямо говорится, что СНГ не относится ни к государственным ни к надгосударственным образованиям.
Проблемный юридический статус СНГ не входит в число вопросов, касающихся данного исследования, поэтому в данной части работы будет затронуты аспекты существования СНГ как субъекта системы международных финансовых отношений.
СНГ был образован 08.12.1991 г. путем подписания Соглашения о создании Содружества независимых государств главами РСФСР, Украины и Беларуси.
Государствами-членами СНГ являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Ассоциированным членом СНГ является Туркменистан, который до сих пор не ратифицировал Устав СНГ.
Грузия, которая ратифицировала Устав СНГ 09.12.1993 г. вышла из международной организации 18.08.2008 г. в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии в 2008 г.
Украина несмотря на то, что являлась стороной-учредителем СНГ, не ратифицировала Устав СНГ. Более того, после прихода к власти П. Порошенко, который много раз давал понять, что Украина никогда не являлась членом СНГ, а после того, как государства-члены СНГ отказались поддерживать Украину в ее спорах с Россией после событий 2014 г. и вовсе заявил о необходимости официального прекращения участия Украины в любых мероприятиях в рамках СНГ. 19.05.2018 президентом Украины П. Порошенко был подписан указ об отзыве представителей Украины из всех органов СНГ. Таким образом, в рамках данного исследования Украина не рассматривается в качестве члена СНГ.
Основными целями СНГ является развитие сотрудничества в различных областях, в то числе в политической и экономической, обеспечение прав и свобод человека, оказание взаимной правовой помощи, мирное разрешение конфликтов, возникающих между государствами-членами СНГ, а также развитие международной кооперации, интеграции и общего экономического пространства стран СНГ.
Следует отметить, что развитие общего экономического пространства и таможенная политика относится к сферам совместной деятельности государств СНГ.
В 2011 г. было подписано соглашение государств СНГ о зоне свободной торговли, целью которого было сведение к минимуму количества позиций товаров с импортными торговыми пошлинами, планировалось, что экспортные торговые пошлины сначала будут заморожены, а потом отменены посредством нескольких этапов. Положительное значение соглашения о свободной торговли заключалось в том, что после его подписания были отменены более 200 различных инструкций, договоров и дополнительных соглашений к договорам, действующих с 1992 г. и зачастую противоречащих друг другу и вызывающих большое количество коллизий в правовом регулировании внешнеторгового оборота между государствами СНГ. Однако, либерализация торговых режимом в рамках СНГ после вступления в силу соглашения о свободной торговли не произошла до такой степени, как она произошла в рамках ЕАЭС. Фактически, на сегодняшний момент только 7 стран присоединились к зоне свободной торговли СНГ: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Молдова и Таджикистан. Узбекистан подписал соглашение в особом порядке, Азербайджан и Туркменистан до сих пор не подписали соглашение, а в декабре 2015 г. Президент РФ В. Путин своим Указом приостановил действие соглашения о свободной торговле с Украиной. Впоследствии действие Указа несколько раз продлевалось.
Интеграционные тренды в сфере регулирования платежно-расчетных отношений в рамках СНГ были заложены путем формирования Платежного союза государств СНГ. Н.Г. Глазкова полагает, что теоретической основой формирования Платежного союза СНГ явилось учение Дж. М. Кейнса о международном клиринговом союзе, целью которого выступает интернационализация платежно-расчетного механизма.
Платежный союз СНГ не является аналогом Европейского платежного союза. Сравнительный анализ Платежного союза СНГ и Европейского платежного союза приведен в Таблице 1.

Таким образом, международные платежно-расчетные отношения включают в себя весь комплекс расчетов юридических и физических лиц, которые находятся на территории России с юридическими и физическими лицами, которые зарегистрированы и ведут деятельность на территории других государств (в случае с платежно-расчетными отношениями со странами СНГ – на территории стран СНГ) за куплю-продажу товаров, работ или услуг.
Для нормального функционирования национальной экономики центральный банк должен способствовать разработке механизмов эффективных платежно-расчетных отношений между юридическими лицами, которые работают как в рамках национальной экономики, так и ведут внешнеэкономическую деятельность. Любые просрочки платежей (особенно это касается крупных компаний) получают свое отражение в негативных тенденциях развития национальной экономики. Платежно-расчетные отношения с использованием клиринговых схем ведут к увеличению товарно-денежных операций, расширяют сферу использования средств автоматизации и за счет централизации системы расчетов происходит ускорение сроков оплат. В то же время для центральных банков стран при проведении политики, ориентированной на повышение эффективности платежно-расчетных отношений на внешних рынках, еще одной целью выступает минимизация рисков за счет совершенствования платежно-расчетного механизма. Что касается форм международных расчетов, то выбор той или иной формы зависит от товара, отношений по внешнеторговой сделке, деловым и финансовым характеристикам компаний-экспортеров и импортеров (деловая репутация, уровень платежеспособности), внешнеэкономических факторах (динамика спроса и предложения товара на международных рынках), а также от наличия кредитных соглашений.
Развитие платежно-расчетных отношений между Россией и странами СНГ невозможно без углубления экономической интеграции и присутствия ясной стратегии развития СНГ как международной организации. В настоящее же время платежно-расчетные отношения между Россией и странами СНГ в большей степени урегулированы на уровне интеграционной группировки ЕАЭС, чем на уровне международной организации СНГ. Препятствия для повышения эффективности платежно-расчетных отношений находятся не столько в экономической или законодательной сферах, сколько в политической сфере отношений, поэтому требуется время для того, чтобы отношения между государствами-участниками СНГ вышли на новый этап сотрудничества в финансово-кредитной сфере.
Проведенный анализ деятельности Межгосударственного банка как участника системы платежно-расчетных отношений между Россией и странами СНГ показал, что несмотря на положительную динамику развития Межгосударственного банка и позитивные изменения его финансовых показателей, нельзя не отметить, что финансовые показатели и обороты Межгосударственного банка достаточно небольшие, если сравнивать с другими финансово-кредитными учреждениями России. Межгосударственный банк фактически выступает в роли агента при пользовании участниками из разных стран СНГ возможностями той или иной платежной системы. Платежно-расчетная система самого Межгосударственного банка пока в недостаточной степени развита, чтобы отвечать интересам предприятий и организаций стран СНГ. Межгосударственный банк является условно конкурентоспособным, так как платежно-расчетная система Межгосударственного банка представляет собой всего лишь механизм проведения расчетов в пределах СНГ, но никоим образом не влияет на проведение денежно-кредитной политики центральными банками стран СНГ и Межгосударственный банк очень слабо участвует в программах по кредитованию внешнеторговой деятельности компаний, ориентированных на работу в рамках СНГ.
Большая часть платежно-расчетных операций на пространстве СНГ направлена в Россию, как по количеству совершенных платежей, так и по общей сумме платежей.
Межгосударственный банк до сих пор не стал эффективным финансовым институтом, который бы способствовал валютно-финансовой интеграции на постсоветском пространстве. Основной расчетной валютой на пространстве СНГ выступает рубль, но и значение доллара по-прежнему велико. Рост количества платежно-расчетных операций при уменьшении объема сумм свидетельствует о снижении экономической активности компании стран СНГ на постсоветском пространстве, что в долгосрочной перспективе может иметь негативные последствия.
Основными мероприятиями, направленными на повышение эффективности платежно-расчетных отношений в масштабе СНГ должны стать проведение курса либерализации внешнеторговой деятельности на территории стран СНГ, развитие в СНГ особых экономических зон и территориально-отраслевых кластеров, инвесторы которых будут получать преференции и кредиты от финансово-кредитных организаций стран-участниц СНГ, создание резервной региональной валюты в виде российского рубля, что будет способствовать интернационализации рубля и увеличению его значения в практике взаимных расчетов между всеми странами СНГ, организация расчетно-платежной системы, которая бы позволяла беспрепятственно осуществлять трансграничные переводы и конверсию национальных валют СНГ, увеличение выпуска российских долговых облигаций, номинированных в рублях.
целью данного исследования является анализ платежно-расчетных отношений России со странами СНГ и предложение путей по совершенствованию платежно-расчетных отношений России со странами СНГ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!