Планирование специализации,концентрации и кооперирования | Пример курсовой работы

Планирование специализации,концентрации и кооперирования

Цель работы: рассмотреть сущность, формы специализации, концентрации и кооперирования, их организацию и планирование.

Концентрация производства – процесс, сопутствующий специализации. Он означает объединение схожих по технологическому принципу или аналогичных производств в рамках одного интегрированного предприятия или объединения. Она проявляется в сосредоточении отдельных стадий производства продукта на отдельных предприятиях и объединении их в одну интегрированную структуру.
Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, специальные материалы или специфическое оборудование для производства схожих видов продукции. Это делает возможным не только экономию ресурсов (в том числе и человеческих), но и рост качества продуктов, производство уникальной продукции, а также сокращение простоев, лучшую организацию сбыта за счет взаимозаменяемости ресурсов, специалистов и видов оборудования для различных схожих типов производимой продукции.
Развитие концентрации происходит под влиянием роста потребности в определенных видах продукции, следовательно, предприятия стремятся заполнить пробел между предложением и спросом на нее. Также существенную роль играет научно-технический прогресс в отрасли, который позволяет снизить издержки на производство продукции и заполнить рынок за счет более низких цен, чем у конкурентов или более высокого качества продукта. Таким образом, объединение схожих по технологическому производств позволяет объединить ресурсы и вести научные исследования или исследования рынка с меньшим риском, чем в одиночку. Кроме того, концентрация предполагает использование результатов исследований для всех видов производимых товаров, что существенно снижает стоимость инновации.
Концентрация может осуществляться в нескольких формах:
Концентрация разнородных производств на предприятии унитарного типа. Это достигается за счет конгломератной интеграции. Таким образом создаются холдинги, концерны, которые позволяют объединять разнородные производства, но при этом экономить на общих службах вспомогательных бизнес-процессов (финансовое управление, менеджмент, инвестирование, управление кадрами, логистика, транспортировка и т.д.) Концентрация производства в таком виде позволяет помимо экономии ресурсов еще и разделить риски инвестора. Т.к. производства не являются однородными и относятся к разным отраслевым сферам, то снижение экономической активности в одной отрасли не спровоцирует общий спад производства компании, а колебания цен на акции компаний отдельных отраслей нес могут вызвать падение цен на акции конгломерата по той же причине.
Увеличение выпуска однородной продукции на специализированных предприятиях позволяет осуществлять экономию издержек за счет взаимозаменяемости ресурсов и аналогичных вспомогательных процессов управления.
3. Развитие концентрации на основе комбинированного производства позволяет достигать эффекта масштаба синергетического эффекта за счет снижения издержек не только в области совместного использования ресурсов, но и применения свойств других видов специализации. Например, использовании опыта в поточном производстве, которое позволяет увеличить производительность труда персонала, снижении уровня брака, повышении качества продукции.
Различают также следующие виды концентрации:
– агрегатная концентрация – означает увеличение выпуска за счет роста мощности и производительности используемого оборудования;
– технологическая концентрация – укрупнение предприятий за счет добавления новых технологических стадий производства в производственную цепочку предприятия, а также производства схожих по технологии видов продукции;
– заводская концентрация – укрупнение за счет объединения нескольких заводов, как горизонтального, так и вертикального типа.
Увеличение масштаба производства может осуществляться за счет горизонтальной интеграции, т.е. объединении нескольких разнородных видов производств или предприятий, вертикальной интеграции – объединении в рамках одного технологического цикла или хозяйственной цепочки (поставщики – производство – сбыт – сервис), и конгломератной интеграции, которая предполагает соединение свойств и целей и горизонтальной и вертикальной интеграции.
Основными показателями, характеризующими концентрацию производства являются объем производства за год, среднегодовая численность персонала, среднегодовая стоимость производственных фондов, объем выпуска продукции на одно предприятие, энерговооруженность труда, размер основных фондов и т.д.
Кооперирование производства – это форма производственных связей между предприятиями, которые совместно изготавливают продукцию. Кооперирование является частью процесса концентрации производства, но оно не предполагает юридического объединения предприятия, а только партнерские отношения. Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным.
Кооперация может осуществляться на базе специализации производства одного продукта. В этом случае детали и комплектующие производятся на разных предприятиях, которые затем продают отдельные части продукта заводу по сборке целостного продукта. Это выгодно, т.к. завод-сборщик может выбрать любого поставщика по требуемому уровню качества деталей и договорится о цене.
Кроме того, кооперирование может осуществляться на базе совместного использования ресурсов, например, свободных производственных мощностей, лабораторий и т.д. Это позволяет экономить на организации этих благ на собственном предприятии.
Можно выделить следующие виды кооперации:
По характеру участия в процессе кооперирования:
кооперация «со стороны»;
кооперация «на сторону».
По территориальному признаку:
внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе);
межрайонная.
По характеру использования производственной базы:
кооперирование на базе специализации;
кооперирование на базе свободных производственных мощностей.
Для оценки уровня кооперирования используют следующие показатели:
удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий;
количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
удельный вес, в общем объёме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию.

Специализация, концентрация и кооперирование являются формами общественного разделения труда, развитие которого необходимо в силу объективных экономических процессов. Специализация, концентрация и кооперирование – взаимосвязанные экономические процессы, направленные на снижение издержек производства, увеличение объемов деятельности компаний в промышленности, повышения степени интеграции бизнеса, позволяющее достичь высокой эффективности экономической деятельности в народном хозяйстве.
Основными организационными формами специализации являются стандартизация, унификация и типизация. Они позволяют ввести определенное единообразие в производство продукции, что дает возможность к достижению высокого уровня качества производимого товара, возможность кооперирования с другими компаниями за счет единых стандартов и технологий производства деталей и комплектующих, а также развитию сервисного и ремонтного обслуживания за счет идентичных деталей одного вида товара.
Планирование специализации, концентрации и кооперирования зависит от рода проблем, возникших на предприятии и является составной частью общего плана оздоровления и повышения эффективности деятельности компании. На первом этапе необходимо выявить проблемы, возникшие на предприятии, и причины их вызывающие. Затем предположить, как специализация и кооперирование могут помочь в решении этих проблем. Провести предварительную оценку эффективности этого процесса и принять решение о необходимости реализации мероприятий по специализации, кооперированию или концентрации.
Цель работы: рассмотреть сущность, формы специализации, концентрации и кооперирования, их организацию и планирование.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!