Первобытное жилище как образ мира | Пример курсовой работы

Первобытное жилище как образ мира

Цель данной работы – рассмотреть первобытные жилища в контексте мировой культуры.

Ветровой заслон состоит из сучьев, ветвей и кусков коры, которые втыкаются в землю по прямой линии или полукругом. Это простое каркасное сооружение переплетается затем ветками кустарника, конопатится листьями, мхом или травой и дает хорошую защиту от ветра и дождя. Данное сооружение весьма удобно, так как на его сборы требуется не много времени, а защитить от веста и дождя оно может многих.
Ветровой заслон служит жилищем племен, чья экономика, которая основана на собирательстве и охоте, вынуждает их постоянно бродить по обширным пространствам. Этим племенам, которые кочуют вслед за дикими животными и постоянно заняты поисками пищи, например, собиранием трав, кореньев и ягод, а также различных грибов, – требуются такие жилища, которые можно будет быстро воздвигать и также же быстро разбирать. В отдельных случаях, когда сразу несколько семей охотятся совместно, они очень часто строят свои ветровые заслоны один около другого.
Но даже и у племен, которые ведут традиционный образ жизни, появляются и другие типы домов, например, круглой или ульевидной хижины и прямоугольного дома. Примитивные племена часто оказывают предпочтение круглой хижине, которую можно найти в Австралии и у многих африканских и американских племен. Это происходит потому, что она занимает меньше всего времени на сбор.
Кроме ветрового заслона древние люди придумали еще одно легко сооружаемое и столь же легко разбираемое жилище – палатку. Разнообразные формы палаток, сооружаемых примитивными племенами и их цивилизованными подражателями, можно увидеть, прежде всего, у кочевых племен, в основе хозяйства которых лежит охота или скотоводство и чьи жилища должны, поэтому быть переносными в соответствии с их образом жизни.
Палатки арктических, субарктических и родственных им племен представляют собой сооружение из вбитых в землю по кругу стоек, конусообразно сужающееся кверху и покрытое, в зависимости от климата и времени года, корой или звериными шкурами. Одним из известных сооружений такого типа является типии, которое характерно для индейцев прерий.
Алгонкины, жившие на атлантической стороне североамериканского континента строили вигвамы. Слово это означает просто «жилище». В большинстве случаев вигвам представляет собой низкое, конической формы с куполообразной крышей, строение. Палатки индейцев, например наскапи, живущих во внутренних районах Лабрадора, не так сложны, как типии индейцев прерий, но в плане они одинаковы.
Девственная природа районов, где охотятся эти индейцы, не претерпела никаких изменений на протяжении нескольких столетий, и многие старые охотники покрывают еще свои палатки зимой шкурами карибу, а летом – березовой корой. Для этого куски коры тщательно выкраиваются и сшиваются с помощью костяной иглы и кожаного ремня, так что покрытие точно подгоняется к опорному каркасу из стоек. Но все чаще нынешние индейцы обменивают у Компании Гудзонова залива добытые ими зимой дорогие звериные шкуры на тяжелые брезентовые полотнища и покрывают ими свои палатки, конструкция которых, лишь слегка измененная наличием поперечной коньковой балки, по-прежнему следует старым традициям. Такая палатка выглядит не столь красиво, как старинная покрытая шкурами или корой, но после того как первый снег запорошит брезентовое полотнище палатки, ничто в ней не напоминает более о нашем веке машин.
Переносное кочевое жилище такого же точно типа известно и у народов Северной Азии: это так называемый «чум», который еще недавно был у многих народов Сибири основным или одним из основных типов жилища. Так было у ненцев, тавгийцев, селькупов, части хантов и манси, кетов, эвенков, ламутов, юкагиров и др. Зимой чум покрывался, по крайней мере, у некоторых из этих народов, оленьими шкурами, летом – покрышкой из бересты или оленьей «ровдугой» (замшей).
Особенности строительства жилищ от природных условий и традиций хорошо иллюстрируется следующими примерами. Движимые алчностью белые империалисты пытались использовать эскимосов, так же как и другие отсталые племена, на работах в шахтах и на других предприятиях, за что туземцы должны были в качестве вознаграждения вкусить сомнительные блага цивилизации и селиться в деревянных домах или бараках из рифленой жести. Последствия такого переселения, например, в Уэнрайт Инлет, оказались настолько гибельными для здоровья туземцев, что, в конце концов, им было предложено вновь перебраться в свои снеговые хижины. И где бы такие попытки ни предпринимались – в Арктике ли, в Южной Африке, или в другом каком-либо месте, последствия для здоровья соответствующих народов всегда оказывались губительными.
Неожиданной стороной на советском севере обернулось и такое, казалось бы, положительное явление, как переселение из чумов в новые деревянные дома. Аборигены привыкли жить отдаленно друг от друга, плотность населения была очень низкой. Переселение в села стало переселением к инфекциям, к которым в организме северян не было иммунитета. Чумы практически стерильны из-за черной топки.
В результате изучения научной и учебной литературы по данной теме, мы пришли к выводу, что цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд выводов.
На развитие древнего искусства повлияло развитие общественной жизни, а также практические потребности человека, отражающие его трудовую деятельность.
Охота занимала огромное место в жизни людей, поэтому ее чаще всего изображали на скалах и т. д. Но не только дикие животные представляли угрозу для человека. Он был вынужден все время защищаться, так как природные явления очень влияли на человека. Сильные ветра, морозы заставляли постоянно перемещаться человека. Поэтому появилась необходимость в постройке защитного укрытия, которое, в последствие, стали называть домом. Человек в своем развитии прошел много стадий, и в каждой стадии он придумывал все более прочные и устойчивые дома.
В понимании древнего человека домом называлась территория, на которой проживала вся община. Община охраняли свою территорию, заботились о ней, как о своем доме. А временные жилища человек считал лишь спасением от экстренных обстоятельств, например, от нападения диких животных, от сильных морозов, дождей, сильной жары и многих других.
Развиваясь, люди находили все более усовершенствованные способы построения жилищ, использовали новые материалы для их изготовления.Так к первобытным жилищам относятся пещерные жилища, землянки и полуземлянки, свайные и скальные жилища, переносные жилища, такие как ветровые заслоны и палатки.
Выбор в качестве жилищ пещеры или грота всегда обусловливался такими особыми причинами, как суровость климата в разгар ледникового периода или условиями охоты на диких зверей, которыми изобиловали некоторые горные районы.
Ветровым заслонам очень часто оказывали предпочтение и строили их также и современники пещерных людей эпохи палеолита. Ветровой заслон состоит из сучьев, ветвей и кусков коры, которые втыкаются в землю по прямой линии или полукругом. Это простое каркасное сооружение переплетается затем ветками кустарника, конопатится листьями, мхом или травой и дает хорошую защиту от ветра и дождя. Данное сооружение весьма удобно, так как на его сборы требуется не много времени, а защитить от веста и дождя оно может многих.
Палатки арктических, субарктических и родственных им племен представляют собой сооружение из вбитых в землю по кругу стоек, конусообразно сужающееся кверху и покрытое, в зависимости от климата и времени года, корой или звериными шкурами.
Для умеренного и холодного поясов более характерны землянки и полуземлянки. Охотничьи племена, живущие в более холодном поясе, нуждаются в доме, который можно столь же быстро сооружать, но строительный материал, которого давал бы достаточную защиту от ветра и холода.
Поселения, расположенные близ озер или болот, часто сооружались на сваях. Но свайные постройки встречаются и в сухих местностях, где их строят преимущественно для защиты от врагов и диких зверей.
Скальные жилища пуэбло представляют собой другую разновидность примитивного многоэтажного дома. Африканским подобием жилищ пуэбло являются скальные дома медининов (Тунис), представляющие собой ряды расположенных друг возле друга, высеченных в скале жилищ. Подобные жилища служили главным образом для целей защиты.
Выбранный тип жилища зависит от местности, где проживало племя, от климатических условий, от наличия и разнообразия в данной местности диких животных и т. д.
Именно этот фактор определяет первобытное жилище как образ мира. Во всем мире, люди проходили через одни и те же проблемы, сталкивались с одними и теми же трудностями, но каждое племя находило все новые и новые формы спасения. И мы можем сделать вывод, что уже в первых прочных домах люди старались сделать свой дом прекраснее, то есть их уровень культуры поднимался на новую ступень развития. Появлялось желание не только сделать дом, который будет защищать человека, но и сделать этот дом красивым и уютным.
Ввиду большого интереса широкой общественности к этим находкам в 1979 году в Костенках открылся музей, под крышей которого была сохранена стоянка верхнего палеолита, возрастом в 20 000 лет. В 1991 году был создан музей-заповедник, который, помимо уникального музея, объединил на своей территории все верхнепалеолитические стоянки Костенок.
Первые по времени поселения человека в Костенках относятся к 45 тысячам лет назад, последние заканчивают свое существование примерно 30 тысяч лет спустя. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов». Находки той эпохи показали, что люди не только сумели выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, но и создали выразительную культуру: они умели строить достаточно сложные жилые сооружения, делать разнообразные каменные орудия и создавать удивительные художественные образы. Благодаря этим находкам во многом и было создано наше современное представление о каменном веке. Костенки – это эталонный памятник верхнего палеолита, беречь, изучать и пропагандировать который призван музей-заповедник.
Цель данной работы – рассмотреть первобытные жилища в контексте мировой культуры.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!