переделка.Психология личности. тема курсовой - Взаимосвязь темперамента, характера и способностей. | Пример курсовой работы

переделка.Психология личности. тема курсовой – Взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

Цель данной работы – исследовать взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

Основным четырем типам нервной системы соответствуют четыре типа темпераментов. Так сангвиник характеризуется: способностью легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, способностью к сопротивлению трудностям жизни, подвижностью, общительностью, широким кругом знакомств, частой сменой привязанностей, активностью и работоспособностью, быстрым переключением на новую работу, способностью к переобучению, производительностью деятельности, оптимистичностью, этажностью в восприятии людей и явлений. Для холерика характерна повышенная возбудимость, большая жизненная энергия, недостаточность самообладание, невыдержанность, резкость, порывистость движений, увлеченность новыми делами при невыносливости, изменчивость настроения от взлета до падения, нетерпимость, вспыльчивость, шумность. Флегматику присуща малая чувствительность и эмоциональность, успокоенность, медлительность, уравновешенность, упрямство, терпение, выдержанность, самообладание, выносливость, работоспособность, инертность, надежность в дружбе, неподверженность изменениям окружения, узость круга общения, хорошая сопротивляемость сильным и продолжительным раздражителям. Меланхолик характеризуется высокой чувствительностью, эмоциональной уязвимостью, пассивностью, заторможенностью, инертностью, слезливостью и обидчивостью, боязливостью, тревожностью, неуверенностью в себе, робостью, нерешительностью, невыразительностью мимики и движений, настороженностью ко всему новому, стеснением в присутствии новых людей, самостоятельностью, чувствительностью к новым людям, богатством ассоциативного внутреннего мира.
Особенности нервной системы различных типов темпераментов людей существенно влияют на проявление эмоциональности. Особенность эмоциональности заключается в том, что человек с определенным типом темперамента имеет индивидуальную склонность реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций:
– сангвиник – рождается склонным к положительным эмоциям;
– холерик – имеет склонность к ярости и гневу;
– флегматик – не склонен к бурному проявлению эмоций, а потенциально тяготеет к проявлению положительных эмоций;
– меланхолик – особенно склонен к реакции страха.
Человек, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминировании одного из составляющих, к которому присоединяются черты других. В связи с этим практическое значение учения о темпераменте заключается, в первую очередь, в том, чтобы применять эти знания к самому себе, выявлению негативных и положительных черт, которые проявляются в собственном поведении. Так холерику следует помнить, что его активность может иметь негативный, разрушительный характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть серьезным; флегматику – не забывать, что следует действовать несколько быстрее, а меланхолику – уметь отделять неудачи от катастроф, неприятности от бед, неприятность от разрушения всех жизненных планов.
Характеризуя динамичность человека, темперамент, тем не менее, не характеризует его взглядов, интересов и убеждений. В отличие от характера он не является показателем возможностей человека и его способностей. Чаще всего встречаются люди со смешанным темпераментом. Однако преобладание, каких-то определенных черт, дает возможность определить тип темперамента.
Несмотря на то, что темперамент не может предопределять всех черт характера, прослеживается достаточно тесная взаимосвязь характера и темперамента. Человек с сильным и волевым характером может быть не очень темпераментным, и наоборот, темпераментный человек может обладать слабым, не волевым характером. Общительность флегматика или сангвиника будет по-разному проявляться у людей с разными характерами.
Таким образом, темперамент биологический фундамент личности, основанный на свойствах нервной системы, связанный с телосложением и обменом веществ в организме. Темперамент наследуется, а потому усилия человека должны направляться не на его изменение, а на то, чтобы его знать, использовать для адекватной реализации в соответствующей деятельности. Это обусловлено тем, что темперамент определяет стиль поведения человека и способы организации им своей деятельности.
Таким образом, задачи, решенные в данной работе, позволяют сделать следующие выводы:
1) Темперамент (лат. Temperamentum – согласованность, устройство) – индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в силе, скорости, напряженности, уравновешенности, течения его психической деятельности, в сравнительно большей или меньшей устойчивости его настроений.
И. Павлов связал типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Для изучения индивидуальности применяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
2) Характер (греч. Charakter – черта, особенность) – совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, проявляющихся в типичных способах деятельности и общения, типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к ним.
Характер человека проявляется в системе отношений с окружающей действительностью в отношении к остальным людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.п.); делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.); собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость); себе (скромность или самовлюбленность, гордость или униженность и т.п.).
Характер не тождественен темпераменту, который более непосредственно связан со свойствами высшей нервной системы. Темперамент человека оценивают на основании подконтрольности его воли, подчиненности характера. Черты характера – продукт природы и влияния окружения. Нередко качественные его изменение происходят под влиянием характера.
Между темпераментом и характером возможны временные рассогласования. Особенности темперамента могут способствовать или мешать развитию определенных черт характера: флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать в себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление неуверенности и тревожности. Гуманные личностные отношения создают благоприятные условия для развития у холериков сдержанности и самокритичности, у сангвиников – послушания, флегматиков – активности.
3) Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые являются предпосылкой успешного выполнения им определенной деятельности.
Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы мозга. Способности по основным видам деятельности бывают общими и специальными. К общим способностям относятся психические свойства человека (внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность и др.). К специальным способностям – психологические особенности индивида, обеспечивающие ему успех в определенном виде деятельности: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и т.п.), математические способности (склонность к анализу и синтезу и т.д.) и др.
Способности сочетаются с характером человека. Ведь особенности мыслительной деятельности человека влияют на его проявления и свойства. Это говорит о процессе выработки жизненных целей и решении жизненных проблем (самостоятельно или не самостоятельно); одни пытаются найти ответ, получить результат, другие – сразу иметь все.
Сильный характер является важной предпосылкой развития способностей человека. Особая роль принадлежит творческому отношению к деятельности, позитивному отношению к себе (требовательность, правильность самооценки). Высокомерие часто делает невозможным развитие способностей. Способности развиваются в процессе напряженной деятельности.
Цель данной работы – исследовать взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!