Пекинская опера | Пример курсовой работы

Пекинская опера

Цель данной работы – выявить особенности Пекинской оперы.

Чаоцзюй (чаочжоуская опера) – датируется серединой эпохи Мин и сохраняет в себе элементы сунских (960-1279) и юаньских наньси – “южных драм”, возникших в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. Вокальный стиль богат и красочен. Жанр чаоцзюй широко использует акробатику, клоунаду, всевозможные танцевальные движения, жесты, пластику. Привлекает множество зрителей в районе Чаочжоу-Шаньтоу провинции Гуандун, южных частях провинции Фуйзянь и в китайских общинах Юго-Восточной Азии.
Тибетская опера – основывается на тибетских народных песнях и танцах, возникла в конце 14 в. и превратилась в оперный жанр в 17 в. Популярна в тибетских общинах Тибета, Сычуани, Цинхая и южной Ганьсу. Ее либретто базируется главным образом на народных балладах, мелодии фиксированы. Поют в тибетской опере громко, высокими голосами, солистам подпевает хор. Некоторые персонажи носят маски. Обычно тибетская опера представляется на открытом воздухе. В ее традиционный репертуар входят длинные произведения, основанные на народных и буддийских сюжетах, напр. “Принцесса Вэньчэн”, “Принцесса Норсан”, или короткие шуточные сценки с пением и танцами.
Пекинская опера
История Пекинской оперы
Пекинская опера называется “оперой Востока”. Она является подлинным национальным наследием Китая и называется так потому, что как самостоятельный театральный жанр она сформировалась и вызрела в Пекине. Пекинская опера существует уже более 200 лет. Ее истоки корнями уходят в XVIII в. Она берет начало от нескольких видов древних местных музыкальных драм, особенно от местных музыкальных драм провинции Аньхой. В 1790 г. по случаю празднования юбилея цинского императора, в Пекин прибыла из провинции Аньхой театральная труппа. Успех ее выступления побудил приехать в Пекин и другие аньхойские труппы.
Постепенно, в конце ХIХ в. и начала ХХ в. на основе отбора и заимствования художественных средств появился жанр “Цзинцзюй” – собственно Пекинская опера. Унаследовав лучшие традиции китайского национального театра, Пекинская опера в художественном отношении поднялась над другими местными театральными жанрами, заняла среди них особое положение. Усиление политического и культурного влияния Пекина способствовало распространению Пекинской оперы по всей стране. Наиболее полно воплотив в себе специфику древнекитайского театра, этот жанр получил общенациональное признание. Пекинская опера – это синтетическое исполнительное искусство, поскольку в ней представлены движения, акробатика, жесты и мимика. Грим в Пекинской опере представляет собой отдельное, весьма специфическое искусство. Характеристику персонажа можно определять по особенностям грима. Например, красный цвет в гриме означает преданность и честность, фиолетовый – храбрость и решительность, черный указывает на прямоту и верность персонажа, а белый изобличает злодейство; синий – символ твердости ихрабрости, желтый – жестокости и коварства, и – повторим – золотой и серебряный цвета применяются для характеристики буддийских и мифических героев. Обычно считают, что конец XVIII в. был первым периодом полного расцвета Пекинской оперы. В то время Пекинская опера пользовалась популярностью не только в народе, но и в императорском дворце. Тогда члены императорского дворца и высшие слои общества любили смотреть постановки Пекинской оперы. Дворец предоставлял артистам превосходные условия костюмы, грим, а также сценические декорации. 20-40 годы ХХ в. – это второй период расцвета Пекинской оперы. В этот период возникли разные школы Пекинской оперы. Самыми известными были школа Мэй (Мэй Ланьфан – 1894-1961 гг.), школа Шан (Шан Сяоюнь – 1900-1975 гг.), школа Чэн (Чэн Яньцзю – 1904-1958 гг.) и школа Сюнь (Сюнь Хойшэн — 1900-1968 гг.). В каждой имелась большая группа известных артистов, которые выступали на сценах крупных китайских городов, таких как Шанхай и Пекин. Мэй Ланьфан был первым, кто представил Пекинскую оперу всему миру. В 1919 г. он побывал с гастролями в Японии, благодаря чему искусство Пекинской оперы впервые было показано за рубежом. В 1930 г., по приглашению США, Мэй Ланьфан поехал в Америку. Полгода он выступал на сцене, где его горячо приняли простые американцы, а также деятели искусства и науки. В 1935 г. он выступал в Советском Союзе, что стимулировало развитие мировой оперы и драмы. Мастер прославился виртуозным исполнением женских ролей в спектаклях Пекинской оперы и приблизил древние формы китайского театра к современности.
В годы реформ и открытости искусство Пекинской оперы получило новое развитие. Как драгоценное достояние искусства Китая Пекинская опера получила большую помощь и поддержку со стороны китайского правительства. Ныне в большом театре «Чанъань» в Пекине круглый год идут спектакли Пекинской оперы. А ежегодный конкурс любителей Пекинской оперы привлекает многочисленных приезжих со всех концов мира, любителей этого вида театрализованных представлений. Кроме того, Пекинская опера еще играет важную роль в культурном обмене Китая с другими странами мира.
Символика
Символика сценического облика в китайском театре зачастую накладывается на вещи без учета их естественных свойств, она призвана не выражать сущность, а обозначать некую космическую структуру. Китайский театральный афоризм передает эстетическую тонкость театральной игры: «В правде проглядывает обман, в обмане – правда».
Театр Китая не отказался от символизма народных ритуальных зрелищ, он придал ему эстетическое качество, подчинил требованию стилистического единства. Эстетические принципы театральной традиции Китая ориентированы на совмещение символического и реального в художественном образе, а акцент на символических качествах театрального представления не исключает интереса к исторической правде жизни и деталям быта.
Условности и символика при постановке спектаклей пекинской оперы сложились благодаря многолетней практике. Их передают личным примером из поколения в поколение и критерии в этом плане достаточно строги и, хотя на первый взгляд от актера требуется абсолютное соблюдение канонов китайского традиционного исполнительского искусства, как раз через них и проявляется индивидуальное видение и талант артиста.

Пекинская опера или столичная музыкальная драма – самый известный вид традиционного китайского искусства, признанный национальным достоянием. Она зародилась в конце 18 века, из смешения нескольких старинных театральных стилей, но к своему классическому виду пришла в середине 19 века, а название Цзинцзюй ей было официально присвоено в 1876 году.
В процессе развития пекинской оперы многие талантливые актеры создали отточенную технику пения и жестов, совершенствуя традиционное мастерство, которому они научились у своих наставников, и проявляя собственные способности. Сложились различные исполнительские школы. Широко известны такие актеры, как Мэй Лань-фан, Чэнь Яньцю, Чжоу Синьфан, Ма Ляньлян, Тань Фуин, Гай Цзяо-тянь, Сяо Чанхуа, Чжан Цзюньцю и Юань Шихай.
Для иностранцев  пекинская опера – диковинная экзотика, для китайцев – открытая книга. Надо лишь уметь ее читать. В этой книге добро, как правило, побеждает зло. Любовь поверяется родством душ и совместно прожитыми годами, а вовсе не страстью. Обыденность легко уживается со сверхъестественным, «в правде проглядывает обман, а в обмане – правда». Каждому отведено свое место, и в разумности этой сложной иерархии и миропорядка никто не сомневается.
В настоящее время пекинская опера – крупнейший в Китае вид театрального искусства, который не знает себе равных по богатству сценического репертуара, числу исполнителей, количеству зрителей, а также глубокому влиянию на общество.
Пекинская опера – важное, во многом и поныне сохраняющее свою художественную и познавательную ценность явление не только китайской, но и общечеловеческой культуры.
Цель данной работы – выявить особенности Пекинской оперы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!