Курсовая работа по педагогике

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 564 готовых работ

Педагогика — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Дидактическая игра и её значение в дошкольном детстве.
  • Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: использование дидактических игр в формировании представлений о числе у дошкольников. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным.
    Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ХІІ – ХІІІ веках вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие учёные как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, А.С. Метлина и другие [4, с. 68].Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количества, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.Анализ состояния обучения дошкольников в математике приводит многих специалистов (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Смоленцеву, А.А. Столяра и др.)

    Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям [16, с. 89]. Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того на сколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.В.А. Сухомлинский утверждал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [18]. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.

    Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления.
    привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры

  • 2 Технология взаимного обучения. Коллективные способы обучения
  • Целью любого образования является развитие личности индивида, а так же выявление его творческих возможностей и сохранение не только физического, но и психического здоровья. В современном образовании имеется немало положительных тенденций: складывается вариативность способов преподавания; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; а так же предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.Этот процесс содержит систему знаний, и опыта, системы ценностей и компетенции и служит для разностороннего развития индивида, и максимально полного удовлетворения потребности индивида в образовании.На преподавателя возлагаются очень серьезные задачи и большие надежды. С каждым годом увеличивается количество информации, которую учащимся необходимо изучить. В то же время силы учащихся небезграничны. В связи с этим требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Традиционные способы обучения постепенно уходят на второй план и на первое место выходят всевозможные активные методы обучения, которые предоставляют возможность учащимся активно участвовать в учебном процессе. Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, в которых Технология коллективного обучения (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) является одним из тех методов который не был понят современниками и должным образом оценен.Актуальность исследования технологий коллективного способа обучения обусловлена тем, что большую роль в получении знаний сегодня играют коммуникативные компетенции, а что как ни диалоги, работа в парах и коллективное обучение помогут в этом.Объект исследования - выступает система организации такого способа обучения, как Технология коллективного обучения.Предмет исследования – применение

    Активные методы обучения
    Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным развитиям в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьника. Необходимо так же учитывать, что образовательная среда современного школьника насыщена различными способами и методами обучения, которые имеют свои особенности воздействия на коммуникацию школьника.Доступность качественного образования является целью нашего государства. Ее задачи можно определить как модернизацию образования в целом, изменение профессионального образования (приведение его в соответствии с потребностями рынка труда), а также возможность оценить уровень образования и востребованности услуг по подготовке специалистов.Так как единый процесс воспитания и обучения, который является общественным благом и который осуществляется в интересах индивида, называется образованием, то успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения[4].Необходимо отметить, что метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах обучения, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1. Пассивные методы;2. Интерактивные методы;3. Активные методы.С педагогической точки зрения, активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой педагог и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятий.

    Подводя итоги курсовой работы отметим, что изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что активные методы помогают сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому обучающемуся.Разумное и целесообразное использование активных методов обучения значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.Коллективная форма обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) является активным методом и помогает в полной мере реализовать не только развивающие задачи, но и дидактические и воспитательные, где имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма. Так же КСО решает вопросы гуманного и демократического отношения к ребенку.КСО делает высоким уровень активности учащихся на занятиях, так же дает возможность многократно повторять материал, развивает мыслительную деятельность учащихся. КСО не только помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки при минимальной затрате времени, но и делает урок более познавательным, заставляет всех педагога и учеников процесса быть в постоянном творческом поиске.Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, учащиеся высказываются на занятие в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей занятия от 15 до 25 минут. Перед началом таких занятий очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.Во время занятия учитель не должен вмешиваться без нужды в самостоятельную работу учащихся, не подсказывать и не давать готовых решений, а сконцентрировать внимание учащихся на опорах и памятках, которые помогут в выполнении работы.Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть того, что каждый ученик группы успевает в учебе.

  • 3 Сказка как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений. Современный Петерсон), в них не нашла отражения проблема использования сказки для математического образования в период дошкольного детства. Между тем математическое развитие должно быть непринужденны дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине.
    Математические представления, усвоенные дошкольником активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.Неоценимый вклад в теорию и методику математической подготовки дошкольников внесли Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н.Блехер, A.M. Леушина, Л.С. Метлина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Т.И. Ерофеева, Е.И. Щербакова, Л.Г. Петерсон, А.В. Белошистая и многие другие педагоги.Анализ известных диссертационных работ, посвященных решению актуальных проблем обучения математике детей 3-11 лет, показал, что несмотря на инновационный потенциал обоснованных в этих работах оригинальных подходов и концепций формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста (В.А. Козлова), математического развития дошкольника и младшего школьника (А.В. Белошистая, А.И. Голиков), дидактической системы непрерывного общего образования, ориентированного на ценности саморазвития личности (Л.Г.м для дошкольников, поэтому лучше математику представлять на знакомом детям материале, к примеру с помощью героев сказок, которые им знакомы.

    Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. В старшей группе работа по формированию математических представлений идет по следующим направлениям: формирование представлений о числах, ознакомление с геометрическими фигурами, овладение пространственными представлениям, закрепление и углубление временных представлении [37, 12].
    Опишем эти направления более подробно.1 Формирование представлений о числах.В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка (с цифрами от 1 до 5 дети уже познакомились в средней группе).На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10.Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Например, на счетной линейке раскладываются две группы предметов в ряд: на верхней полоске – пять ромашек, на нижней – пять васильков. Сравнивая и пересчитывая ромашки и васильки, дети убеждаются, что их поровну. Затем добавляется одна ромашка. Пересчитав и сравнив ромашки и васильки, дети выясняют, что ромашек стало больше, а васильков – меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число «шесть». Оно больше пяти. Число шесть получилось, когда к числу пять прибавили еще один [33, 45].Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами.

    В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Старший дошкольник овладевает более сложными видами деятельности, где требуется произвольная регуляция, умение соотносить реальные действия, умение оценивать действия и результаты, с действиями происходящими на экране. Старшие дошкольники могут принимать и понимать учебную задачу, т. е. они понимают, что выполняют то или иное действие не с конкретной точки зрения, а с общей
    В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.Обучение математике детей дошкольного возраста будет более интересным и увлекательным с использованием сказок. Из сказок дошкольники приобретают множество знаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с предметным миром. Сказки предоставляют ребенку возможность впервые испытать храбрость и стойкость, понять и увидеть разницу между добром и злом. Применяя сказки в процессе обучения математике основное внимание уделяется не запоминанию учебной информации, а пониманию, сознательному усвоению, при этом дети не замечают, что учатся и запоминаю новоеПодтвердить

  • 4 Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
  • Развитие школьного образования в России предполагает существенное увеличение доли самостоятельной деятельности ученика в организации учебного процесса. Адаптированная к возрастным особенностям самостоятельная учебная деятельность учащихся постепенно должна стать одной из ведущих форм организации обучения на уроках в основной школе. Исходя из этого, за период школьной жизни ребенку нужно научиться: - самостоятельно приобретать знания;- умело применять их на практике для решения разнообразных учебных проблем;- видеть трудности и находить пути их рационального преодоления; - четко осознавать, где и каким образом теоретические знания могут быть использованы;- грамотно работать с информационными источниками;- генерировать новые идеи, творчески мыслить; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и повышением культурного уровня. За время обучения в основной школе ученики должны быть подготовлены к различным видам самостоятельной познавательной деятельности как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. В связи с этим требуют пересмотра и обновления формы и задания самостоятельной работы для учеников с учетом перспективного отечественного и зарубежного опыта.Самостоятельная работа является одной из важных форм учебно-воспитательного процесса, базирующегося на инициативе школьников, их творческом поиске, исследовательности. Она способствует пониманию сущности понятий, раскрытию и осознанию причинно-следственных связей, обеспечивает качественное усвоение основ наук.При условии, если в процессе обучения постоянно применяются различные элементы самостоятельной деятельности, возрастает познавательная активность школьников и внутренняя мотивация обучения. Поэтому сегодня на уроках в основной школе необходимо комплексно применять различные виды самостоятельной работы учеников.Сегодня проблема организации самостоятельной работы учащихся привлекает к себе внимание педагогов, психологов и методистов

    Следует заметить, что в зависимости от тех или иных подходов к сущности самостоятельной работы неоднократно были попытки определения этого понятия в научно-методической литературе. Эта многозначность порождает определенные проблемы, которые связаны с попыткой учеников и преподавателей найти эффективные способы самостоятельной работы среди многих разнообразных разработок. Эти проблемы негативно влияют не только на общее представление о сущности самостоятельной работы, но и на определение того, каким образом организовывать самостоятельную работу и осуществлять ее управление для получения наилучшего образовательного результата. Мы считаем, что наиболее целесообразно определение сущности самостоятельной работы представляет известный отечественный исследователь Б. П. Есипов, который под этим понятием понимает такую работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели и выражают в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий [3, 15]. Понятно, что учебная самостоятельная работа имеет свою специфику, но ее сущность одинакова. В этом определении обращается внимание на выражение «без непосредственного участия учителя», которое, по нашему мнению, точнее отражает сущность самостоятельной работы, чем выражение «без помощи учителя». Помощь со стороны преподавателя уже заключается в инструктаже при выдаче заданий для самостоятельной работы, она не исключена и во время выполнения задания, когда отдельные учащиеся не могут преодолеть трудности. Такая трактовка понятия «самостоятельной работы» с различными вариациями встречается у большинства исследователей и в настоящее время. Некоторые ученые отмечают, что в таком определении недостаточно внимания уделяется творчеству ученика, которое является существенным признаком самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа — это работа, которая запланирована для ученика и выполняется в соответствии с заданием учителя по его методическому руководству, но без его непосредственного участия. Основные виды заданий самостоятельной работы можно сгруппировать по дидактической цели и развитием мышления учащихся по следующим направлениям: овладение теоретическими знаниями, активизация познавательной деятельности, осмысления имеющихся причинно-следственных связей, закрепление приобретенных знаний и формирование умений и навыков их применение, ответственность за принятие самостоятельных решений.Кроме того, она предполагает овладение сложными умениями и навыками видеть цель и содержание работы, организовывать собственное самообразование, умение по-новому подходить к решению задач, познавательную и мыслительную активность и самостоятельность, способность к творчеству. Плодотворная самостоятельная работа в процессе обучения является необходимым условием формирования организационных навыков личности, способности к постоянному обновлению своих знаний в течение трудовой деятельности. Самостоятельная учебная работа учащихся рассматривается как сфера их личностной самореализации, проявление творческого потенциала. Вместе с тем в процессе целенаправленной самостоятельной работы формируются основные качества личности, а именно, чувство общественного долга и ответственности, целеустремленность, активность и другие.Итак, результаты внедрения в экспериментальной методической системы убеждают в ее практической целесообразности. В этом убеждают и беседы с учителями и учениками экспериментальных классов. Учителя, например, на вопрос относительно приемов организации самостоятельной работы учащихся на уроках русской литературы выделили наставления, памятки, правила-ориентиры, «вопросники», по-новому оценили роль учебников в обучении. Часть учителей признала, что и до экспериментальной работы прибегали к самостоятельной работе учеников, однако не задумывалась над специальными приемами ее организации и проведения, они сосредотачивали внимание лишь на контроле и оценке готовых результатов.

  • 5 Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
  • Актуальность исследования. Последнее десятилетие характеризуется постоянным быстрым ростом общественного и индивидуального значения образования, что способствует изменениям в характере учебе в современной школе. Эти изменения обусловлены не только внутренними факторами развития, но и внешними стремительными социальными, политическими и экономическими трансформациями в стране. Непрерывность начального, среднего и старшего звеньев образования, усиление его опережающей функции, адаптация новых учебных программ к потребностям и познавательным возможностям учащихся предусматривает переориентацию процесса учебы на формирование и развитие у учащихся интеллектуального потенциала, умений целенаправленно организовывать собственную деятельность. Воспитание у обучающихся устойчивых познавательных интересов, их развитие всегда были актуальной проблемой, формирование активной творческой личности, ее самостоятельности является главным направлением современной педагогики и в области дидактики, и при решении коренных вопросов нравственного формирования личности школьников. В материалах федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условие её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности. Изучение научных источников показало, что проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания и поднималась многими учеными и практиками. Сегодня в связи с реформированием содержания образования, форм и методов обучения она приобретает еще больший вес. В процессе анализа литературы выявлено, что исследования по этой проблеме, по вопросам активизации учебной деятельности младших школьников осуществлялись как философами, так и педагогами прошлых веков, а также современными учеными.

    В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «познавательный интерес». Содержание понятия интерес вызывает разногласия среди ученых. Так, интерес рассматривается как склонность к чему-либо, как свойство личности, как ее направленность, как потребность и т.д. З.В. Бродовская отмечает, что систематизация научно - педагогических знаний о образовательную мотивацию привела к необходимости изучения понятия «познавательный интерес» как элемента в структуре мотивации школьника [4].Понятие познавательного интереса более сложное и широкое, его нельзя заключить в узкие рамки биологического явления. Ведущий отечественный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн охарактеризовал познавательный интерес как сложное отношение, которое носит двусторонний характер. Как отмечал исследователь, в нем в единстве выступают объект интереса, т.е. явление, предмет, научная или ученая область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности. Ученый называл познавательный интерес самым ценным мотивом обучения, который находит «строительный материал» из внешнего мира.Поэтому, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, исследователи Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Л.С. Зуев, И.О. Славина, изучали познавательный интерес как мотив учебной деятельности. По мнению этих авторов, развитие познавательной активности невозможно без развития познавательного интереса.Ряд ученых познавательным интересом считают потребность, ставшую свойством личности человека и побуждающую его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение [2].Л.М. Звезда, А.А. Терехова доказали, что познавательный интерес и его становление-показатель общего личностного развития школьников [10]. В.В. Ларионова под познавательным интересом понимает избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности

    В современной науке не существует единого определения «познавательный интерес». Понятие «познавательный интерес» ученые трактуют по-разному, однако в некоторых определениях прослеживаются общие черты, характеризующие это понятие: как побуждение к деятельности, мотивация деятельности; как интерес, вызывающий желание познать то, что неизвестно ученику; как потребность в расширении знаний, обогащении ума; как особая избирательная направленность личности на процесс познания.С целью формирования познавательного интереса у младших школьников современная дидактика рекомендует обогащать традиционные методы обучения такими способами и приемами, которые бы способствовали формированию мотивации обучения, обеспечению высокого уровня активности, созданию условий для самостоятельного приобретения учащимися знаний, умений и навыков. Эффективным средством, которое позволяет показать интересные и увлекательные грани обучения является внеурочная деятельность.Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что под внеурочной деятельностью понимается деятельность, которая организована во внеучебное время как предоставление возмож­ности учащимся освоить то, что по разным причинам не было освоено в рамках урочной деятельности согласно основной образовательной программы, в том числе для организации участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС является частью образовательной про­граммы и представляет собой сложную систему условий становления ре­бенка во внеучебное время, при этом устремленную на удовлетворение потребностей личности в самоактуализации и самореализации. В решении задач формирования всесторонне развитой, гармоничной личности внеурочная деятельность в школе должна стать необходимым и систематическим дополнением к урокам. Ее следует рассматривать как одно из условий всестороннего развития личности ученика.Цель внеурочной познавательной деятельности – формирование и усовершенствование познавательных процессов и основополагающих компетенций, развитие познавательного интереса обучающихся

  • 6 Педагогика как область гуманитарного знания
  • 7 Основные положения ФЗ «Об образовании в РФ»
  • 8 Работы с бумагой как средство развития воображения у младших школьников
  • 9 Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
  • 10 Организация воспитательной работы в современной школе в контексте реализации ФГОС НОО