Педагогическое сопровождение детей подготовительной группы | Пример курсовой работы

Педагогическое сопровождение детей подготовительной группы

Цель исследования – теоретически и практически обосновать особенности влияния педагогического сопровождения на формирование готовности к обучению в школе на основе комплекта программ «Предшкола нового поколения» Р.

Дети в период перехода к школьному обучению склонны к формированию и достижению целей, что отражается на становлении их как личности со своими особенностями, знаниями, навыками и умениями. Это влияет на становление внутренней позиции ребенка, его мотивационной сферы, которая необходима и выступает фактором активизации ребенка к достижению новых целей и задач. То есть ребенок, поступающий в школу, начинает рассматриваться как личность, вступившая на этап активного становления.

1.3Особенности мотивационной готовности к обучению детей подготовительной группы
Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе.
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе, следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. К ним относятся работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Предлагая различные структуры психологической готовности детей, авторы включали в нее мотивационную готовность.
Исследуя вопрос готовности детей к обучению в школе, ряд специалистов отмечал отставание развития мотивационной сферы от интеллектуальной. В связи с этим высокий уровень развития мотивационной готовности можно принять за критерий психологической (общей) готовности к обучению в школе.
В процессе взросления ребенок проходит сложный путь физического и психологического становления, в процессе которого формируется ряд новообразований, характеризующих переход количественных изменений в новое качество. Их наличие будет являться залогом успешного дальнейшего развития и освоения личностного и социального пространства.
Г. Крайг отмечает личность как совокупность взаимосогласованных представлений о себе или Я-концепцию [31, с. 19]. Он включает внешние данные, ощущение силы и здоровья, восприятие ребенка другими, самоанализ, социальные ценности, ожидания и идеалы, а также опыт социального поведения.
Л.И. Божович в своих ранних работах исходит из положения, что ребенок постепенно становится зрелой личностью, когда достигает высокого уровня психического развития [6, с. 264]. Основной чертой она отмечала возникновение у ребенка способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств, руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями.
Автор выдвигает положение о возникновении в дошкольном возрасте тех личностных новообразований, совокупность которых в будущем и станет базой личности взрослого. Таким образом, личность, с точки зрения Л.И. Божович, можно охарактеризовать как относительно устойчивую психологическую систему, наиболее высокого интегративного уровня, базовые составляющие которой закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте.
С этой позиции дошкольный возраст относится к такому этапу, который характеризуется интенсивным развитием мотивации ребенка. Мотивационная сфера включает в себя разнообразные мотивы, которые выступают регуляторами познавательной деятельности, формируют отношение и желание ребенка к преодолению нового этапа его жизни – обучение в школе.
В этот период мотивация имеет познавательный аспект, направленный на развитие умственной активности ребенка, а именно на формирование самостоятельного характера познания. На ряду с познавательной мотивацией выделяется и личностная мотивация. Мотивационная готовность выступает определенной основой для формирования и развития сфер жизнедеятельности ребенка, способствует активизации его потенциала на решение важных и необходимых задач.
Мотивационная готовность старших дошкольников формируется исходя из совокупности их внутренних и внешних сил, то на их становление влияют определенные условия [7, с. 260-262]:
– развитие заинтересованности ребенка к процессу школьного обучения;
– формирование потребности в познании;
– стимулирование интереса к достижению новых целей и задач по средствам активизации любознательности, применения игр, чтения;
– формирование интереса у ребенка к экспериментированию, открытию новых возможностей;
– систематическое взаимодействие специалистов ДОУ и родителей по формированию познавательной мотивации.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

Проблема готовности к школьному обучению на сегодняшний день является одной из актуальных, поскольку всего больше детей не желают входить в школу, у них не формируется в полной мере мотивация к процессу школьного обучения.
Готовность к школьному обучению рассматривается как один из итогов психического развития детей в период дошкольного возраста, который влияет на процесс школьного обучения. Данный феномен рассматривается в трудах многих педагогов и психологов, чаще всего готовность к школьному обучению сравнивается с уровнем готовности самого ребенка к переходу от дошкольного обучения к школьному, при этом у ребенка должна сформироваться школьная зрелость как показатель готовности к новому жизненному этапу. Исходя из этого в научной литературе типы готовности ребенка к процессу школьного обучения.
Готовность к школьному обучению складывается из определенных мотивов, которые формируют склонность у ребенка к школе: социальные мотивы и мотивы, связанны с учебой.
У детей подготовительной группы выделяются особенности мотивационной готовности к школе. Это заключается в наличии внешних и внутренних факторов, непосредственно влияющих на формирование мотивационной готовности. Мотивационная готовность детей состоит из нескольких компонентов:
1. интеллектуальная готовность;
2. эмоциональная готовность;
3. социальная готовность.
Рассматривая вопрос о готовности к школьному обучению, также необходимо обратить внимание и на феномен педагогического сопровождения, который определяется как целенаправленное педагогическое взаимодействие, при котором учитель создает для учащегося условия с целью осмысления своей роли в жизни, развития внутренних сил и творческого потенциала, раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, для принятия решения в ситуации выбора, учитывая его возрастные, психологические, индивидуальные особенности и способности, и формирует личность в соответствии с социокультурными требованиями общества.
Педагогическое сопровождение как процесс формирования готовности к школе имеет ряд особенностей, которые определяется принципами педагогического сопровождения, структурой, условиями, что в целом положительно сказывается на формировании готовности к процессу школьного обучения
В рамках экспериментальной части работы проанализировали показатели школьной готовности у детей подготовительной группы, а также применили педагогическое сопровождение с целью повышения показателей школьной готовности, опираясь на программу Р.Г. Чурковой «Предшкола нового поколения». По итогам формирующего эксперимента нами было выявлено, что педагогическое сопровождение положительно сказывается на формировании школьной готовности, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; ориентироваться на модель педагогического сопровождения в рамках формирования готовности к школьному обучению, а также систематическая проводить работу по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.
Цель исследования – теоретически и практически обосновать особенности влияния педагогического сопровождения на формирование готовности к обучению в школе на основе комплекта программ «Предшкола нового поколения» Р.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!