Педагогическое наблюдение как общенаучный метод исследования. Этапы подготовки и проведения педагогического…

Специфика педагогического наблюдения заключается в том, что исследователь (помимо обычной методологической подготовки) должен хорошо понимать сущность педагогического процесса, обладать своеобразным педагогическим мышлением, интуицией, позволяющих видеть главные характеристики предмета. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.
В связи с тем, что наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, это находит отражение в определенных требованиях к методу. К ним относится:
1. Целенаправленность. Перед проведением наблюдения необходимо определиться с целью. Она должна быть четкой и корректно сформулированной. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Если в качестве задачи стоит пункт «выявить научно-педагогические основания использования аналогии в процессе общепедагогической теоретической подготовки учителей», то в качестве целей наблюдения будут выступать: выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика аналогичных ситуаций.
2. Объективность. Благодаря данному требованию исследователем будет отбираться вся информация, а не только та, которая поможет подтвердить поставленную гипотезу. В ходе наблюдения записывается все происходящее, которое отвечает задачам метода. Записи подлежат даже те моменты, которые идут вразрез с гипотезой и концепцией исследования. Главное преимущество данного требования в том, что фиксируются все единицы наблюдения. Недопустимыми считаются такие моменты, как выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и так как в этом случае результаты обработки данных наблюдения не будут считаться достоверными.
3.  Наличие плана наблюдения. Это позволяет отобразить такие параметры, как цель, предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.
4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
5. Учет возможных ошибок. Несмотря на многие преимущества метода исследователь должен быть знаком с характерными ошибками при проведении наблюдения, причина их возникновения (например, в связи с наличием стереотипов восприятия) и способами их минимизации.
6.  Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Только выбрав наблюдение в качестве метода исследования, необходимо продумать способ (или способы) обработки информация, полученной в процессе реализации метода. Лучше при этом отдать предпочтение методам измерения и математическим методам. Однако качественная интерпретация полученных результатов тоже имеет немаловажное значение.
7.  Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков.  Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов.
8. Оптимальность. Суть требования заключается в том, что условия наблюдения не должны влиять на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).
Таким образом, педагогическое наблюдение как общенаучный метод исследования представляет собой метод планомерного анализа и оценки организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Отличаясь от бытовой фиксации событий действительности, наблюдение должно соответствовать определенным требованиям. Это позволит усилить его положительные стороны и свести к минимуму проявление недостатков.
ВИДЫ И АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ