Педагогическая рефлекция как составляющая психологической культуры учителя | Пример курсовой работы

Педагогическая рефлекция как составляющая психологической культуры учителя

Цель исследования: теоретическое изучение влияния педагогической рефлексия на психологическую культуру учителя.

В этой системе учитель осуществляет множество видов деятельности. На профессиональном языке они именуются педагогическими функциями. Если в прошлом роль первого учителя школьников нередко понимали узко, как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились и стали сопоставимы с функциями учителя средней школы.
Главной педагогической функцией является управление учебно-воспитательным процессом, который можно разделить на три этапа: подготовительный, этап реализации плана и завершающий этап. Подготовительный этап включает: постановку цели, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование.
На этапе реализации плана учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции, на завершающем этапе аналитическую функцию.

1.2.Психологическая культура учителя

Психологическая культура учителя проявляется как в характеристиках его деятельности, так и в характеристиках личности (рост творческого потенциала, личностное и профессиональное самосознание, адекватная самооценка, психологическое здоровье и т д.
Делая акцент на различные составляющие психологической культуры, большинство авторов сходятся во мнении, что в ее структуре, нужно различать в том или ином соотношении, следующие компоненты когнитивный, регулятивный, коммуникативный, аксиологический и рефлексивный.
Ядром общей культуры индивида , ее внутренней составляющей выступает психологическая культура. Данный феномен является результатом развития внутренней психической жизни индивида , он характеризуется наличием определенных личностных качеств, которые включены в единую структуру и их разделение возможно только условно, по этой причине в нашем исследовании психологическая культура рассматривается как интегративное образование личности[10].
Теоретическое и эмпирическое исследование психологической культуры с позиций аналитико-синтетического подхода помимо вышесказанного обусловлено многокомпонентностью и многофункциональностью, а также высокой структурированностью и интегрированностью изучаемого феномена, что предполагает нужно сть не только «поэлементного» анализа его составляющих, но и выявления специфических структурных особенностей.
Психологическая культура учителя это интегративное образование личности, которое включает в себя взаимосвязанные психологические свойства, выполняет ценностно-регулятивную функцию психики в профессиональной деятельности, и обеспечивает высокий уровень ее эффективности, а также саморазвитие и самореализацию личности как в профессии, так и в рамках жизненной стратегии в целом.
Для обеспечения эффективной педагогической деятельности нужно наличие развитой рефлексивной культуры, творческого потенциала, проявляющегося в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать эффективные нестандартные решения. Педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно в том случае, когда субъект труда обладает сильными, но адекватными мотивами профессиональных достижений и профессиональной самореализации[12].
Данные личностные качества и свойства учителей , являющиеся его внутренним потенциалом во многом определяются развитой психологической культурой, и именно реализуясь в составе изучаемого феномена как качественно иного психологического конструкта, представленные образования обуславливают эффективность педагогической деятельности.
Содержание компонентов психологической культуры личности учителя является следующим:
1) коммуникативный: признание профессионального общения как ценности; осознание существующего и нужно го уровня развития коммуникативных способностей, создание эффективных моделей общения;
2) мотивационный: интерес к профессии учителя, ценность труда педагога, преданность гуманистическим идеалам, любовь к детям; самоанализ своих мотивов учебно-профессиональной деятельности; творческие мотивы психолого-педагогической деятельности
3) характерологический: Ценность таких черт характера как любовь настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, эмоциональная уравновешенность; осмысления своих ценных черт характера как важных факторов эффективной учебно-профессиональной деятельности, создание новых эффективных характерологических программ поведения, как такового, и деятельности
4) рефлексивный: осознание личности и ее внутреннего мира как высшей ценности; осознание образа профессии учителя , развитый самоанализ
5) опытный: признание психологических знаний, умений, навыков, качеств своей личности и ученика как высших ценностей; осознание своего уровня профессиональной компетентности, психологическая мудрость поступков, индивидуальный профессионально-психологический мировоззрение
6) интеллектуальный: Ценность интеллектуальных способностей и свойств, уважение к интеллектуальному труду; осознание имеющегося и требуемого уровней развития интеллекта и мышления; творческое использование интеллекта, мышления в профессиональной деятельности и личностных ному развитию
7) психофизиологический: осознание значения психофизиологических особенностей в своей деятельности и деятельности учащихся осознание особенностей своего типа высшей нервной деятельности и темперамента; гибко кий индивидуальный стиль деятельности, соответствующий своему типу темперамент[14].
Отметим, что в контексте аналитико-синтетического подхода психологическая культура является интегративным образованием, проявляющимся как в способах деятельности (в том числе профессиональной) так и в особенностях личности учителей .
В связи с этим в процессе роста и развития психологической культуры происходит оптимизация профессиональных умений учителей , а также становление психологических свойств и качеств личности, определяющих эффективность их профессиональной деятельности.
Это возможно посредством реализации психологической культурой ценностно-регулятивной функции, проявляющейся в способности к саморегуляции, самодвижению и самореализации в профессиональной деятельности на основе приобщения к общечеловеческим и профессиональным ценностям[5].
Общественные функции педагога, требование быть все время на людях предъявляют определенные требования и к его внешности, и к его стилю одежды. Как правило, педагоги предпочитают деловой стиль одежды, подчеркивающий скромность, аккуратность, символизирующий глубину человеческого характера.
Таким образом, психологическая культура учителя это психологическое новообразование, базовая составляющая его профессионально-педагогической культуры. Итак, можно дать следующее определение психологической культуры педагога: это многомерная интегративная характеристика учителя как личности и субъекта деятельности, которая выступает ядром структуры его профессионально важных качеств и обеспечивает высокий уровень безопасности, гуманности и успешности профессионально-педагогической деятельности, а также возможности самореализации педагога.
Важнейшей задачей педагогической деятельности, как таковой, является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находиться в процессе саморазвития. Культура учителя является одним из ключевых понятий современного мыслительного процесса во всех его проявлениях: в философии, социологии, психологии.
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своего сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур. Необходимо отметить, что в педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последние десятилетия.
Отметим, что педагогическая деятельность по сути своей носит рефлексивный характер. Он проявляется в том, что педагог, организуя деятельность обучаемых, стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, пытается “вчувствоваться” в воспитанника, понять его эмоциональное состояние.
Так же важно, что в процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своими коллегами, с различными моделями педагогической деятельности, как таковой, различными педагогическими технологиями и т.д.
Педагогическая рефлексия предполагает ― взаимооценку участников педагогического процесса, ―проникновение учителя во внутренний мир ученика, выявление состояния развития обучаемых. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями.
Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, педагогическая рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности. Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур.
Рефлексия – это личностное свойство и одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и профессионализма.
Безусловную значимость в процессе познавательной деятельности, как таковой, имеет интеллектуальная рефлексия, которая заключается в осознании и оценке своих действий, составляющих сущность интеллектуальной деятельности, как таковой, субъекта познания.
Обобщая сказанное, рефлексия в педагогическом процессе – это:
а) процесс и результат фиксирования участниками взаимодействия состояния собственного развития и причин, обеспечивших его;
б) процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия исходя их сложившейся ситуации;
в) взаимоотображение, взаимооценка состоявшегося взаимодействия участников педагогического процесса;
г) отображение педагогом внутреннего мира и состояния развития ученика и наоборот.
Следует особо подчеркнуть значение педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя, ведь он, рефлексируя –обучает, помогает ученику перейти из одного состояния своего развития к другому, более высокому, а далее – к саморазвитию, становлению и самосовершенствованию собственной личности.
Одним из инструментов решения проблемы совершенствования профессионализма педагогических кадров является повышение квалификации, которое может рассматриваться как обогащение личностно-профессионального потенциала преподавателя. Рефлексия как профессионально значимое личностное качество неотделимо от процесса педагогической деятельности, как таковой, и служит важнейшей предпосылкой роста профессиональной компетентности преподавателя.
Таким образом, цель исследования: теоретическое изучение влияния педагогической рефлексия на психологическую культуру учителя – достигнута.
Задачи исследования: выявить специфику педагогической рефлексии; раскрыть сущность и структуру понятия рефлексия; изучить влияние педагогической рефлексии на эффективность педагогической деятельности, как таковой, – выполнены.
Цель исследования: теоретическое изучение влияния педагогической рефлексия на психологическую культуру учителя.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!