Курсовая работа по педагогической психологии

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 54 готовых работ

Педагогическая психология — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Барьеры в педагогическом взаимодействии
  • Актуальность данной работы обусловлена тем очевидным фактом, что действие общепсихологических и социокультурных законов, которыми определяется жизнедеятельность современного общества, детерминировано индивидуальными особенностями каждого человека – члена этого общества. С другой стороны, наше общество стремительно входит в информационную эпоху, когда межличностные контакты все более усложняются, и человек оказывается на перепутье самоопределения в мире людей, вещей и технологий.
    В то же время в различных ситуациях межличностного взаимодействия могут проявляться определенные социально-психологические феномены, обусловленные непосредственной спецификой ситуации общения и сопровождающиеся усилением отрицательных эмоциональных переживаний и установок (страха, тревоги, низкой самооценки), которые ассоциируются с данной ситуацией и с непосредственной задачей межличностного взаимодействия – так называемые барьеры и негативные установки общения. Сложно спорить с тем фактом, что данные социально-психологические феномены оказывают влияния на качество межличностного взаимодействия, обедняя его и значительно снижая его эффективность.
    Еще большую остроту представляет собой проблема межличностного взаимодействия и сопровождающие его коммуникативные барьеры и установки в старшем школьном возрасте, так как в данном возрасте межличностное взаимодействие включено в число важнейших для подростка сфер жизнедеятельности и поэтому имеет одно из первостепенных значений в формировании личности подросткового возраста.

    В научной литературе педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействий между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Д.А. Белухин выделяет в педагогическом взаимодействии следующие составляющие:
    1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, познание самого себя;
    2) совместной деятельности как организованную систему активности индивидов взаимодействия, направленную на целесообразным производство объектов материальной и духовной культуры [1].
    Педагогическое взаимодействие является основным системообразующим элементом процесса воспитания. Структурными компонентами педагогического взаимодействия есть все элементы целостного воспитательного процесса: цель (педагогическая задача) субъекты взаимодействия; активность по реализации внутренних существенных сил субъектов взаимодействия; материальные, социальные и духовные ценности взаимодействующих сторон; социальные нормы, по которым организуется взаимодействие; социально-психологическая ситуация, в которой она происходит; личностно-развивающий ее результат [1, с. 33].
    В педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника имеет характер договорных отношений, что позволяет действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужное русло, с учетом истинных интересов личности воспитанника и сообразно с требованиями, которые незапланированно возникают в процессе обучения и воспитания.
    Содержание педагогической деятельности предполагает активное участие не только педагогов, но и учеников в этой деятельности, поскольку предполагает творческую переработку ними полученной информации с целью более глубокого ее усвоения.

    В условиях демократизации высшего образования актуальным является развитие отношение субъектов учебного процесса друг к другу как ценности. Это предполагает признание права каждого партнера на проявление собственной самобытности, личностных взглядов и позиции [3, с. 53].
    Поэтому профессиональную подготовку будущих учителей технологий необходимо выстраивать на сотрудничестве субъектов учебного процесса, налаживании и поддержании равноправных отношений, принятии и понимании каждого, организации диалога. Только тот учитель, становление которого происходило на принципах гуманизма, творческого взаимодействия, индивидуализации, способен перенести эти идеи в своей профессиональной деятельности.
    А это является одним из критериев качественной подготовки будущего специалиста. Функции педагога проявляются в стимулировании учащихся к овладению необходимым уровнем самостоятельности в осуществлении собственных выводов, формулировке собственного мнения, осуществлении жизненных, профессиональных выборов, принятии важных решений, достижении поставленных целей [9, с. 167].
    Однако, не будучи наделенным соответствующим уровнем самостоятельности учитель не сможет стимулировать эту самостоятельность в своих учеников, не сможет эффективно обеспечить взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. Именно самостоятельность, не исключает возможности творческого сотрудничества с преподавателем, будет способствовать формированию у ученика умение принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; не допускать возникновения конфликтных ситуаций в учебном процессе.

  • 2 Особенности самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Самооценка является неотъемлемой частью личности человека. Она характеризует его отношение к самому себе, оценку своих качеств и возможностей, место среди других людей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.Самооценка начинает формироваться и развиваться в младшем школьном возрасте.
    Именно в этот период ребёнок осознаёт самого себя, начинать познавать себя, свои мотивы, начинает ставить перед собой цели и задачи по реальным возможностям и способностям. Несомненно, что на самооценку младшего школьника большое влияние оказывают различные факторы: семейное воспитание и атмосфера, оценка учителя, сверстники. Так как в этот период ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, поэтому влияние учителя на формирование и развитие самооценки невозможно переоценить. Именно поэтому необходимо в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты.
    Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.Формирование самооценки связано с самонаблюдением и самоконтролем. Учебная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми ставят младшего школьника в ситуации, когда он должен оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих.

    « Я – концепция» личности как психологическая категорияСамооценка – один из аспектов «Я – концепции» (собственного представления о себе или образа самого себя, то есть совокупности мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках; поскольку она основана на собственном мнении, она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я – концепция» носит негативный характер.
    Формирование «Я – концепции» является одним из важнейших этапов в развитии самосознания. «Я – концепция» – результат работы самосознания [26]. В системе представлений о самом себе можно выделить несколько составляющих. Во-первых, это слова, которые мы используем для описания своего характера. Как правило, это прилагательные, такие как «крепкий», «сильный», «общительный». Во-вторых, это самооценка – ценность, значимость , которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , своего поведения. В-третьих, поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. По мнению Р. Бернса, в «Я – концепцию» входят следующие три составляющие.Когнитивная составляющая «Я – концепции», т.е. представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными.
    Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надёжный», «общительный», «сильный» и т.д. Данные абстрактные характеристики не связаны с конкретным событием или ситуацией, они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. Оценочная составляющая «Я – концепции». Качества, которые мы приписываем собственной личности, не всегда являются объективными. В попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент, т.е. «Я – концепция» – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний

    В данной работе мы рассмотрели особенности самооценки младших школьников, и пришли к следующим выводам.Во-первых, мы выяснили, что в младшем школьном возрасте происходит закрепление мотива достижения успеха в устойчивое свойство человека. И именно в этом возрасте начинает формироваться самооценка и нормальный, адекватный уровень притязаний. Самооценка опосредует отношение ребёнка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.
    Во-вторых, мы заключили, что в младшем школьном возрасте представления о себе формируются в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Таким образом, развитие самооценки у младших школьников зависит от школьной оценки успеваемости. Ребёнок принимает за главный ориентир оценку учителя, и уже на основании этой оценки соотносит себя с «хорошими» или «плохими». Исходя из этого, самооценка первоклассника практически полностью зависит от оценочных суждений взрослых.Под воздействием оценочных суждений, как учителей, так и своих сверстников ребёнок начинает относиться к себе как к личности, а также определённым образом оценивает результаты своей деятельности. Таким образом, у младших школьников в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей, что является важным критерием и условием самооценки.
    Исходя из этого, можно сказать о том, что в самооценке младшего школьника отражается то, что он узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.Также мы выяснили, что самооценка младшего школьника динамична и одновременно имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности. Отсюда следует тот факт, что взрослые, а именно родители и учителя, играют решающую роль в становлении самооценки ребёнка.

  • 3 Стили педагогического общения
  • В условиях модернизации отечественного образования проблема педагогического общения приобретает иное значение в связи с формированием субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Согласно новым требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса, таким образом, педагогическое общение становится базовым принципом коммуникативного содержания образования. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров. Данная проблема давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и учителей-практиков. С.Г. Якобсон, А.А. Бодалев и другие психологи исследуют проблему межличностного взаимодействия в образовательном процессе, а также возможность повышения успешности обучения и воспитания личности через организацию общения.
    Основное внимание исследователей направлено на взаимодействие педагога и учащихся [Фастовец, Мильруд, Нуждина]. Среди современных исследователей можно отметить работы Т.С. Каримовой [Каримова 2009], И.А. Неверовой [Неверова, 2016], Н.Ф. Фроловой [Фролова, 2016], Е.В. Крутых [Крутых, 2018] и др., где ярко выражены следующие противоречия между: возросшими потребностями общества в построении равнопартнёрских отношений педагога и ученика в условиях гуманизации образования и низким темпом преодоления сложившихся установок традиционной системы педагогического общения, зачастую исключающей активную позицию учащихся в процессе обучения;Все выше сказанное отразило тему контрольной работы «Стили педагогического общения»Цель работы: теоретическое и практическое обоснование эффективных стилей педагогического общения для создания субъект-субъектного взаимодействия в современном образовательном процессе

    В педагогике под педагогическим общением понимается целостная система социального и психологического взаимодействия между педагогом и учениками [Крутых, 2018, с. 36].Рассматривая данное определение, можно сделать вывод о том, что непосредственно сам процесс общения выступает здесь:а) как средство решения учебных задач;б) как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;в) как способ организации взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагога и учеников). Педагогическое общение – это сложный творческий процесс. Н.В. Фролова, рассматривая его структуру, выделяет две подсистемы [Фролова, 2016, с. 12], которые не просто существуют параллельно, но и активно взаимосвязаны между собой.
    На основании этих данных, в данном исследовании составит схему такого взаимодействия:Рис. 1. Подсистемы педагогического общенияПо мнению И.А. Неверовой, чтобы организовать педагогическое воздействие, педагогу необходимо:1) проанализировать ситуацию;2) перебрать возможные варианты решения;3) выбрать оптимальный способ;4) потом организовать воздействие [Неверова, 2016, с. 31]т.е. для решения педагогической задачи необходимо решить задачу коммуникативную.Проанализировав позицию И.А Неверовой по проблеме организации педагогического общения, логикупедагогического воздействия можно выстроить следующим образом:Рис. 2. Логика педагогического общенияАнализируя схему, составленную в контрольной работе с опорой на позицию И.А. Неверовой, приходим к выводу: для эффективного педагогического общения необходимо знать:а) что общение пронизывает всю систему педагогического взаимодействия;б) все элементы педагогического общения важны и вытекают друг из друга.В процессе педагогического общения педагог исполняет свои прямые обязанности по руководству процессом обучения и воспитания [Хайрова, 2018, с. 332], однако в данном процессе необходимо учитывать и влияние индивидуальных особенностей педагога,

    Педагогическое общение подразумевает под собой совместную деятельность педагога и ученика по решению совместных целей образовательного процесса. Индивидуальные и личностные качества педагога вносят в этот процесс свои коррективы, в результате чего можно говорить о стилях педагогического общения. В педагогике в зависимости от классифицирующего критерия, существует несколько классификаций стилей педагогического общения:1) автократический, авторитарный, попустительский, демократический, непоследовательный;2) общение на основе совместной творческой деятельности, дистанцирование, устрашение, заигрывание.
    Однако в чистом виде данные стили редко существуют: чаще всего у педагога формируется индивидуальный стиль педагогического общения, созданный из различных вариаций, представленных в классификации стилей. Формирование стиля педагогического общения происходит длительное время, с учетом накопленного педагогического опыта. Именно от того, какие цели преследует педагог, какие ценностные установки у него сформированы, и будет зависеть построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, развитие ученика, его личностное становление и формирование как будущего гражданина страны.

  • 4 Влияние темперамента на стрессоустойчивость личности
  • Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом нужно управлять, и тогда вы почувствуете аромат и вкус жизни.Г.СельеДеятельность является неотъемлемой частью жизни человека и важным условием формирования его как члена общества. Профессиональное и качественное выполнение определенной деятельности требует активизации психических процессов, концентрации внимания, соматического и психического здоровья. Наличие профессиональных и личностных проблем, конфликтов может привести к побочным, необратимым и даже деструктивным последствиям. Профессиональная деятельность сотрудников органов социальной защиты протекает в тяжелых социальных условиях. Одними из важнейших психологических факторов, которые обеспечивают эффективность служебной деятельности сотрудников органов социальной защиты, являются темперамент, стрессоустойчивость.
    Темперамент – это индивидуальные свойства личности, которые определяют динамические характеристики психической деятельности и его поведения.Стрессоустойчивость – это совокупность личностных качеств, которые позволяют работнику переносить стресс (эмоциональные, волевые и интеллектуальные нагрузки).Низкая стрессоустойчивость снижает успешность и качество выполнения должностных обязанностей, а также требует дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня. Все это приводит к повышению текучести кадров, снижению удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.Таким образом, темперамент и стрессоустойчивость являются важными психологическими факторами, которые обеспечивают надежность, эффективность и успех в профессиональной деятельности сотрудников органов социальной защиты. Все это подчеркивает актуальность выбранной темы.Теоретической основой работы стали исследования Э.М.Рутмана, Г. Селье, Р. Лазаруса, В.В. Суворовой, Н.И. Наенко, П.Б. Зильбермана, А.Б. Леоновой, А.М. Столяренко, Ф.И. Фурдуя, К.В. Судаковой, Б.Б. Величковского, О.А. Черниковой, С.М. Оя, К.К. Платонова, И.П.

    Понятие темперамента, их психологическая характеристикаНаблюдая за людьми, то можно увидеть, что они отличаются друг от друга своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды. Так, одни отличаются уравновешенностью поведения, действуют обдуманно, не показывают снаружи свои чувства, другие при тех же обстоятельствах нервничают, эмоционально возбуждаются по поводу незначительных событий. Одни коммуникабельны, легко вступают в контакт с людьми, жизнерадостные, а другие, наоборот, замкнутые и сдержанные. И это касается чисто внешних проявлений, независимо от того, насколько этот человек умный, трудолюбивый, смелый, которые ее стремления и интересы.Такие индивидуальные особенности получили название «темперамент» (лат. тemperamentum– соотношение, пропорция).Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических свойств его психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма и уравновешенности психических проявленийТемперамент представляет собой динамическую характеристику поведения человека и отмечается определенными критериями, которые представлены на рисунке 1.Темперамент является одной из наиболее значимых свойств личности.
    Интерес к данной проблеме возник еще более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональную уязвимость, темп и энергичность действий, а также целый ряд других динамических характеристикУстойчив на протяжении длительного периода жизни человека00Устойчив на протяжении длительного периода жизни человекаРисунок 1 – Основные критерии темпераментаВыделяют

    Изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы, результаты проведенного исследования по вопросу взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников органов социальной защиты, еще раз подчеркивают актуальность исследований, которые проводятся в этом направленииНесмотря на отсутствие единства ученых, относительно содержания понятий «темперамент» и «стрессоустойчивость», большинство из них под темпераментом понимают индивидуальные свойства личности, которые определяют динамические характеристики психической деятельности и его поведения. Стрессоустойчивость рассматривают как совокупность личностных качеств, которые позволяют работнику переносить стресс – эмоциональные, волевые и интеллектуальные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.Высокий уровень стрессоустойчивости (волевой, интеллектуальный и эмоциональной), по мнению многих специалистов, относятся к числу профессионально важных качеств сотрудника социальной защиты.
    Факторы стресса могут быть связаны непосредственно с профессиональной деятельностью, или вызваны свойствами личности самого работника.Стрессоустойчивость – это качество, которое можно повышать путем тренировок (психологический тренинг), привычек к ежедневному напряженному труду.Важным компонентом стрессоустойчивости сотрудника социальной защиты являются: уровень нервно-психической устойчивости, свойства нервной системы, типы темперамента,уровень самооценки.С целью повышения своей стрессоустойчивости, люди, работающие в тяжелых условиях, должны применять соответствующие методики.Работникам социальной службы свойственны низкий и средний уровень нервно-психической устойчивости, что свидетельствует о том, что они склонны переживать стресс. Они испытывают разнообразные переживания в этих ситуациях: обиду, агрессию, смятение. Частые переживания стресса приводят в свою очередь к нарушениям сна, хронической усталости, головной боли и т.д.Большинство людей, которые принимали участие в исследовании, являются сангвиниками и флегматиками

  • 5 Мотивация учебной деятельности младших школьников
  • От того, насколько ребенок мотивирован в младших классах входить в учебный процесс, зависит его заинтересованность и успеваемость в дальнейшем. Если мотивация отсутствует, существует риск получить низкие показатели по оценкам и пониманию ребенком материала.

    Как сформулировать актуальность курсовой работы

    Эффективность освоения материала ребенка в возрасте до 8-10 лет зависит напрямую от того, насколько правильно и убедительно его заинтересовали в этом учителя и родители. И немалую роль в создании мотивации играют методы и пути привлечь ребенка к обучению.

    Как определить цели и задачи курсовой работы

    Цель работы — описать методологию мотивации учебной деятельности, которая эффективно бы влияла на детей младшего школьного возраста.
    Задачи:
    •        оставление методов мотивации;
    •        их практическое применение;
    •        паспорт работы с ребенком;
    •        эффективность методологии разного направления.

    Как писать введение курсовой работы

    В результате написания работы была проработана разная методология создания мотивации у учеников младшей школы разных возрастов. В ходе таких проработок был составлен дневник эффективности и сведена статистика показателей. Мотивационные способности дети проявляли к разным предметам, в отдельных случаях к образовательному процессу в целом.

    Как писать заключение курсовой работы

  • 6 Педагогическое общение в образовательном процессе
  • 7 проблемное обучение как одно из направлений обучения
  • 8 Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте.
  • 9 Диагностика и коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью игровых методов (спорта)
  • 10 Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению