Парламент в России: исторический аспект | Пример курсовой работы

Парламент в России: исторический аспект

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить закономерности функционирования и развития парламентаризма в Российской Федерации, изучить его становление.

Этап становления буржуазного парламентаризма также характеризуется зарождением в странах Западной Европы и США политических партий и утверждением избирательного права, которым первоначально наделялась только мужская часть населения. Также получает широкое распространение идея реализации концепции разделения властей на практике, закон признается проявлением народной воли, законодательная деятельность считается правом собрания представителей от народа.
Таким образом, эволюцию парламентаризма, его переход от одной стадии к другой, обуславливают происходящие в обществе политические, социально- экономические, культурно-духовные изменения. Парламентаризм всегда отражает состояние общественных отношений и соответствует требованиям социума. Поскольку парламентаризм феномен исторический, то в его развитии прослеживается закономерность, выражающаяся в том, что этот институт, реализовав свой исторический потенциал на определенном этапе, создает предпосылки для перехода в качественно иное состояние, которое должно характеризоваться новым содержанием и формами институционализации.
Немаловажную роль в развитии парламентаризма сыграл синтез теории и практики парламентской деятельности, который впоследствии привел к появлению зрелых форм современного парламентаризма, классифицируемый нами как четвертый этап в процессе его становления.
Данный этап охватывает двадцатое столетие и характеризуется повсеместным распространением парламентаризма, совершенствованием парламентских учреждений, внедрением в политическую систему общества ведущих элементов парламентаризма. В большинстве стран Запада на современном этапе при формировании государственной власти за основу берется принцип разделения властей. Существенно возрастает роль парламентов в процессе управления государственными делами, активными субъектами политического процесса становятся политические партии, все слои населения, кроме лиц, признанные недееспособными в установленном порядке, наделяются избирательным правом.
После Второй мировой войны парламенты повсеместно становятся общепризнанным институтом. Парламентские учреждения начинают играть значимую роль в жизни общества, степень их зрелости становится индикатором для оценки уровня развития демократии. Парламентские институты в обществе становятся консолидирующей силой, их взаимодействие с другими ветвями и институтами власти приобретает значение определяющего фактора развития государственности. Парламенты становятся важным связующим звеном в межгосударственных отношениях, происходит их тесная интеграция, появляются новые международные межпарламентские структуры, решающие проблемы мирного сосуществования суверенных государств.
Современный парламентаризм отличается от своих классических форм и складывался поэтапно. Его внутреннее содержание изменилось с трансформацией идеи народного представительства в партийное представительство и переходом от системы избирательных цензов к всеобщему избирательному праву, а теоретическим осмыслением этого процесса стала концепция плебисцитарной партийной демократии М. Вебера.
Новый подход к представительству интересов подразумевал реализацию права участия народа в государственном управлении не через каналы прямой демократии, а посредством выборов своих представителей в парламентские учреждения. Такой подход предполагает наличие посредника между обществом и властью. Роль посредника должны брать на себя политические партии, чье значение в политической жизни общества, как показала дальнейшая практика, возросло многократно и привело к росту популистских настроений.
Реализация концепции партийной демократии в западноевропейских странах наглядно показала кризис классического парламентаризма и, в то же время, продвижение этой концепции стало значительным шагом в становлении института политических партий.
Во второй половине ХХ в. была предложена альтернатива плебисцитарной демократии, получившая название «рационализированного» парламентаризма, которая довольно успешно была реализована во Франции в эпоху Ш. де Голля.
В ХХ в. теория и практика парламентаризма развивались по двум, принципиально отличающимся друг от друга, направлениям: на Западе – теоретическое осмысление феномена народного представительства с различных позиций, создание и совершенствование системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных ветвей власти, в Советском Союзе – централизация власти, возвышение роли партии, концентрация власти в партийных органах, наделение управленческими функциями партийных, советских, судебных органов, профсоюзных и других общественных организаций при обязательном партийном контроле.
Таким образом, и в двадцатом столетии развитие парламентаризма не было однолинейным. История минувшего века знает немало примеров, когда взаимоотношения парламентаризма с исполнительной властью становились деструктивными, а в ряде случаев существование и перспективы развития парламентаризма даже ставилось под сомнение. Но главным итогом многолетней борьбы двух ветвей стало взаимное усиление, которое предполагало совершенствование механизма их взаимодействия.
В целом, анализ эволюции парламентаризма показывает, что этот исторический феномен находится в постоянном развитии и кризисные явления стимулируют поиски новых моделей государственного правления.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что парламентаризм следует рассматривать как исторически развивающийся феномен, и только при таком подходе возможно выявление специфических особенностей его становления на каждом этапе. В зарубежной и отечественной литературе, посвященной вопросам эволюции парламентаризма, нет четкого представления об исторической периодизации становления парламентаризма.
Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного  представительства.
В первую очередь, у парламента есть набор функций, неотъемлемых для этого органа: представительство народа; законотворчество; участие в верховном руководстве делами государства (особенно влияние на формирование и осуществление внутренней и внешней политики страны, утверждение государственного бюджета, рассмотрение состояния и проблем различных сфер государственной жизни, их оценка, внесение предложений и рекомендаций); формирование или участие в формировании ряда государственных органов; осуществление в пределах своих полномочий функции парламентского контроля в области государственного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д.; возможность в определенных рамках и формах выполнять задачи объединения, содействия и организационно-методической помощи в отношении нижестоящих представительных органов, разумеется, не покушаясь на их самостоятельность.
Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание – это постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) осуществляет в Российской Федерации государственную власть наряду с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.
В настоящее время при формировании верхних палат наибольшее распространение получила идея территориального представительства. Такой подход характерен для федеративных государств и стран с неоднородным составом населения с явно выраженной региональной идентичностью, а также для тех унитарных государств, где идут процессы децентрализации.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является самостоятельной палатой двухпалатного парламента России, необходимым элементом системы разделения властей и системы народного представительства в Российской Федерации, выполняющим представительную, законодательную, контрольную и иные функции, присущие институту народного представительства в интересах народа России.
Реализация Государственной Думой своего законодательного предназначения должна осуществляться в неразрывной связи с её представительным предназначением в системе органов государственной власти Российской Федерации. Принимаемые Государственной Думой федеральные законы должны основываться не только на потребностях социально- экономического и политического развития государства, но и учитывать интересы многонационального народа России. В этом и выражается, по нашему мнению, потребность достижения баланса в реализации представительной и законодательной функций в текущей деятельности Государственной Думы. В противном случае вектор государственного развития Российской Федерации рискует сместиться в сторону авторитарного режима, а разделение властей и народное представительство могут стать номинальными характеристиками Российского государства.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить закономерности функционирования и развития парламентаризма в Российской Федерации, изучить его становление.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!