Отличительные особенности систем аккредитации вузов | Пример курсовой работы

Отличительные особенности систем аккредитации вузов

Цель работы – выявить отличительные особенности систем аккредитации ВУЗов РФ, Украины и Казахстана.

Наряду с государственной аккредитацией одним из направлений оценки качества образования является общественная (общественно-профессиональная) аккредитация. Её правовые основы определены Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». В соответствии с ним закон РФ «Об образовании» был дополнен ст. 33.2, которая устанавливает: «Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечёт за собой дополнительные финансовые затраты.
Различные цели. У государственной аккредитации цель состоит в установлении соответствия минимальным требованиям, а у общественно-профессиональной – в выявлении достижений. То есть, по сути, государственная аккредитация носит запретительный характер, отсекая те вузы и образовательные программы, которые не могут обеспечить даже минимальные требования, предусмотренные образовательными стандартами. Общественно-профессиональная аккредитация носит стимулирующий характер, заставляя вузы улучшать качество образования.
Решение общественно-профессиональной аккредитации базируется на качественной оценке работы, опросе потребителей образовательных услуг, анализе содержания образовательной программы. Заключение же комиссии в рамках государственной аккредитации вуза и его отдельных программ основывается на утверждённых количественных критериях.
Российская система аккредитации вузов сохраняет свой административный характер, однако в последнее время можно заметить робкие шаги в направлении демократизации этой системы. Во-первых, в новом законе «Об образовании» допускается независимая оценка качества образования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако она не влияет на процесс государственной аккредитации вузов, поскольку ее результаты «не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации» (ст.95).
Закон допускает также общественную аккредитацию вузов и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Общественная аккредитация является демократичной, но она не влияет на результат государственной аккредитации, поскольку после ее прохождения вуз наделяется лишь теми правами, которые «устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию». Аналогично, вуз, прошедший профессионально-общественную аттестацию, наделяется лишь теми правами, которые устанавливаются работодателем или объединением работодателей, проводившим данную аттестацию (ст.96).
Во – вторых, при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки образован Общественный совет, который формируется из представителей общественных организаций, объединений некоммерческих организаций, средств массовой информации, российских академий наук, а также из числа ученых и специалистов в области образования и науки. Однако его решения также не могут влиять непосредственно на процесс аккредитации. В-третьих, Аккредитационная коллегия Рособрнадзора формируется из представителей федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, научных организаций, общественных объединений, представителей объединений работодателей, однако ее решения имеют для Рособрандзора «рекомендательный характер».
В-четвертых, в проекте «Концепции модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в РФ» провозглашена цель повышения самостоятельности научных и образовательных организаций в вопросах аттестации научных кадров высшей квалификации. При этом запланированы два пилотных проекта: первый предполагает предоставление лидирующим научным и образовательным организациям автономии в отношении порядка присуждения ученых степеней, а второй предполагает присуждение профессиональных степеней признанными профессионально-общественными объединениями (саморегулируемыми ассоциациями) в консорциуме с научными и (или) образовательными организациями.

Государственная аккредитация сегодня является механизмом, позволяющим реализовать государственную политику в сфере образования. Она призвана защищать права граждан на получение качественного образования. Основной её задачей является обеспечение государственного контроля над соблюдением государственных образовательных стандартов.
В России система аккредитации вузов остается централизованной и не допускает создания независимых аккредитационных агентств. Для выполнения требований европейских стандартов в части обеспечения независимости аккредитационных агентств следует включить в Закон «Об образовании в РФ», правовые нормы, регламентирующие процедуру создания независимых агентств на основе демократических принципов представительства и выборности руководителей. Тогда государственный аккредитационный орган сохранит за собой функцию «зонтичного» агентства. Система аккредитации вузов в России может развиваться на принципах саморегулирования, для этого следует внести в Закон «О саморегулируемых организациях» норму, позволяющую вузам создавать такие организации. Процедуры отбора и оценки квалификации экспертов в области аккредитации могут быть доверены саморегулируемым организациям экспертов с индивидуальным членством.
В системе аккредитации России и Украины различия заключаются в том, что у российской системы отсутствуют уровни аккредитации. А также в том, что у Украины нет общественной аккредитации.
В системе аккредитации России и Казахстана заключаются в том, что у Казахстана аккредитация ведется независимыми агентствами, аккредитация добровольна, нет общественной аккредитации.
В целом, из приведенных систем аккредитации система Казахстана является более близкой к Болонскому процессу и более современной, так как подразумевает независимость органов аккредитации.
Между системами РФ и Украины больше сходств, чем с системой Казахстана, аккредитацию осуществляют государственные органы, которые не являются независимыми, аккредитация обязательна.
России нужно стремиться к совершенствованию своей системы по примеру Казахстана.
Цель работы – выявить отличительные особенности систем аккредитации ВУЗов РФ, Украины и Казахстана.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!