Особенности защитных механизмов у подростков 12-18 лет, пострадавших от психологического насилия | Пример курсовой работы

Особенности защитных механизмов у подростков 12-18 лет, пострадавших от психологического насилия

Цель исследования – определить особенности защитных механизмов у подростков 12-18 лет, пострадавших от психологического насилия.

Ученые также отмечают, что дети, которые становятся преследователями, больше, чем их сверстники, склонны к участию в драках, кражах, употребления алкоголя и курения, у них низкие оценки по школьным предметам, они также могут носить оружие. Дети, которые лишь наблюдают травлю, также, как и сами жертвы, могут чувствовать себя в опасности. У них может наблюдаться страх, неспособность действовать, чувство вины за бездействие, а также может возникать желание присоединиться к процессу третирования, особенно если у них нет стойкого отношения к ситуации. Если буллинг продолжается длительное время, то это может влиять на общий психологический климат в школе: возникает атмосфера страха и неуважения к личности, ученикам становится трудно учиться, они чувствуют себя незащищенными, им не нравится школа, они чувствуют, что учителя не могут в значительной степени контролировать ситуацию и не беспокоятся об интересах учеников. Травля влияет на всех его участников, вызывая нарушение эффективной деятельности школы. Последствия буллинга оказывают длительный эффект на личность жертвы.
Итак, под буллингом в научной литературе зачастую понимают умышленно длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие среди детей со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, материальные и пр.) относительно индивида, который не может защищаться, с определенной личной целью (желание заслужить авторитет, попытка самовыражения).
Что касается психологического насилия в целом, то оно представляет собой действия одного человека (или группы лиц) на психику другого (или других) путем словесных обид или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность личности защитить себя и наносится вред ее психическому здоровью. Разрушительность последствий психологического насилия над подростками очевидна и влияет на развитие его личности. У таких детей низкая самооценка, неуверенность в себе, преобладание чувства вины, стыда и собственной неполноценности, высокий уровень тревожности, отказ от социального взаимодействия, они более агрессивны, имеют поведенческие трудности, межличностные и коммуникативные проблемы, включая проблемы выражения эмоций и неподобающего поведения.

Анализ теоретической информации по теме проводимого исследования, включающей в себя литературу различных видов (методическая, научная, и т.д.) позволил сделать следующие выводы:
1) Психологическое насилие представляет собой действия одного человека (или группы лиц) на психику другого (или других) путем словесных обид или угроз, преследования, запугивания, которыми преднамеренно вызывается эмоциональная неуверенность, неспособность личности защитить себя и наносится вред ее психическому здоровью. Разрушительность последствий психологического насилия над подростками очевидна и влияет на развитие его личности. У таких детей низкая самооценка, неуверенность в себе, преобладание чувства вины, стыда и собственной неполноценности, высокий уровень тревожности, отказ от социального взаимодействия, они более агрессивны, имеют поведенческие трудности, межличностные и коммуникативные проблемы, включая проблемы выражения эмоций и неподобающего поведения.
2) В качестве основы психологической защиты выступают несознательные защитные механизмы и целенаправленные осознанные защитные стратегии преодоления, которые строятся на основе защитных механизмов. Психологическая защита является системой, которая имеет иерархическую структуру, базируется на защитных механизмах. В качестве основы ее формирования выступает тенденция к адаптации и избеганию тревоги. Защитные механизмы хотя и играют существенную роль в сохранении стабильности психической реальности и во многих случаях положительно влияют на внутреннее состояние человека, они также могут выполнять и негативную функцию, создавая некоторое сопротивление психологическому развитию. Психологическая защита может как обусловить задержку в психологическом развитии личности, так и стимулировать развитие.
3) Для выполнения своих функций защита использует специальные механизмы отрицания, вытеснения, рационализацию, изоляцию, проекцию, идентификацию, замещение, сублимацию и др.. Зрелая, психологически защищенная личность владеет достаточным арсеналом психологических средств защиты и пользуется ими, в первую очередь, в действительно сложных ситуациях. Здесь срабатывают те механизмы, отвечающие ситуации, которые делают поведение личности гибким и адекватным. Однако, личностно незрелый человек владеет небольшим количеством защитных стратегий и применяет их во всех случаях столкновения с жизненными трудностями.
Изученная теоретическая информация позволила сформулировать следующую гипотезу: подросткам 12-18 лет, пострадавшим от психологического насилия, свойственны такие защитные механизмы, как вытеснение, замещение и отрицание. Также была сформулирована частная гипотеза: подросткам 12-18 лет, пострадавшим от психологического насилия, свойственны неадаптивные варианты копинг-поведения.
1.Основным защитным механизмом большинства подростков 12-18 лет, подвергшимся психологическому насилию, является замещение, защитными механизмами остальных же стали вытеснение и отрицание.
2.В ходе статистического анализа результатов двух групп подростков (подвергавшиеся/не подвергавшиеся психологическому насилию) методики “Индекс жизненного стиля” (авторы – Р. Плутчик, Г. Келлерман, и Х.Р. Конте) с помощью U-критерия Манна-Уитни были выявлены статистически значимые различия между ними по шкалам “Вытеснение”, “Замещение”, “Отрицание”, а также “Компенсация” и “Рационализация”, что говорит о присущности первых трёх механизмов защиты подросткам, пострадавшим от психологического насилия.
3.Большинству подростков, пострадавших от психологического насилия, свойственен выбор неадаптивных эмоциональных, когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, однако встречалось и несколько тех, кем были выбраны адаптивные и/или относительно адаптивные стратегии данных видов. Этот результат свидетельствует о присущности подросткам, пережившим психологическое насилие, неадаптивных вариантов механизмов копинга.
4.Гипотеза и частная гипотеза подтверждены.
Цель исследования – определить особенности защитных механизмов у подростков 12-18 лет, пострадавших от психологического насилия.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!