Особенности воображения у детей с нарушениями речи (онр) | Пример курсовой работы

Особенности воображения у детей с нарушениями речи (онр)

Целью исследования является: изучение особенности воображения у детей с нарушениями речи.

Л.Д. Столяренко считает, что виды воображения отличаются по способам функционирования образов: более элементарная форма – спонтанное воображение – сопряжена с непосредственным копированием образов; более сложная – комбинирующее воображение – определена использованием абстрагирования, синтеза и условного замещения [13].
В психологии выделены следующие виды воображения: непреднамеренное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (зрительные и слуховые); произвольное воображение: воссоздающие или творческое. В творческое, входит мечта и фантазия, которая возникает в процессе мышления. Творческое воображение можно сравнить с фабрикой по производству новых образов, которые обретают отображение в специфических продуктах деятельности. Создаются образы без опоры на определенное изображение или какое-либо представление.
Важность творческого воображения велика для каждого человека, а в особенности для тех, кто связан с творчеством. Создаются уникальные образы, картины и произведения, которые никогда ранее не существовали. Тем не менее, их персонажи до такой степени жизненны и реальны, что начинаешь относиться к ним, будто к живым [7].
Своеобразный вид воображения, как отмечает А.В. Петровский, – мечта. Мечта непрерывно устремлена в будущее, в перспективу жизни и деятельности каждого человека, каждой личности. Мечта позволяет обозначать будущее и строить свои действия ради его осуществления. Представить для себя будущее (то, чего нет, но может быть) человек не сумел бы без воображения, без стремления создать новый образ. При том, что мечтать – процесс воображения, который непрерывно нацелен не просто в будущее, а в будущее желаемое [11].
Подведя вывод, нужно отметить, что воображение – одно из наиболее существенных, занимательных и таинственных свойств психики человека.
Воображение, равно как и любая иная психическая деятельность, проделывает в онтогенезе человека намеченный путь созревания. О.М. Дьяченко предположила, что воображение детей в своем развитии подчиняется тем же самым законам развития, каким придерживаются другие психические процессы. Так внимание, память и восприятие, воображение из пассивного (непроизвольного) становится активным (произвольным), постепенно превращаются из конкретного в опосредованное. Важным орудием при этом считаются сенсорные эталоны [5].
В соответствии с периодизацией психического развития детей, разработанной Л.С. Выготским, главное психическое новообразование детства проявляется развитием воображения. Он полагал, что воображение детей отлично от воображения взрослого, за выглядящим обилием скрывается скудость, неопределенность, трудность и невыразительность образов. Мнимое богатство воображения соединено с невысокой критичностью детского мышления. Это одновременно недостаток и уникальность детского воображения. Ребенок легко связывает различные изображения и некритически относится к приобретенным комбинациям [2].
Неповторимость художественного образа, создаваемого ребёнком, сам процесс его возникновения и олицетворения обусловлен отличительными чертами психического развития ребенка-дошкольника. Первостепенно это характерные черты ключевых психических процессов, реализующих творческое действие. Особенное внимание заслуживает изучение этапов развития воображения.
Е.П. Торренс предлагает три основных параметра оценки продуктов детского творчества [9]:
– беглость (количество относящихся к делу ответов);
– гибкость (количество категорий ответов, используемых ребенком);
– оригинальность (количественная оценка необычности решений).
Каждый из этих параметров получает количественную оценку.
Норма развития воображения у детей имеет следующий характер. Примерно к 5-ти годам дети имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа. Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка. И если вдруг получилось так, что ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.
Развитие воображения у маленьких детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому нельзя прерывать ребенка нужно дать ему закончить свою игру или помочь ему прийти к завершению, не нарушая логику воображения.
Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его «коняшку», то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не глупый и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение, нужно его поддерживать. Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка.
Необходимо выделить формы синтеза представлений в процессах воображения:
– агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
– гиперболизация или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
– заострение – подчеркивание каких-либо признаков предметов;
– схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
-типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Воображение выражается:
1. В построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.
2. В создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.
3. В продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность.
4. Создание образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда (те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол) способствует его предметному воплощению.
Сущность воображения, если говорить о его механизмах – преобразование представлений, создание новых образов, на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
К особенностям нормального процесса развития воображения относятся: воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания; воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику; деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью; воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.
Процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи несколько иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Воображение детей с ОНР формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности. Отмечаются специфические особенности воображения у детей с ОНР: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; несформированность операционных компонентов; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов-представлений; недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Целью исследования является: изучение особенности воображения у детей с нарушениями речи.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 × один =