Особенности учебной мотивации и тревожности подростков с разной сиблинговой позицией | Пример курсовой работы

Особенности учебной мотивации и тревожности подростков с разной сиблинговой позицией

Цель исследования – изучение особенностей учебной мотивации и тревожности подростков с разной сиблинговой позицией.

Внешнюю мотивацию принято считать непродуктивной и кратковременной, так как часто возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора приводит к прекращению учебной деятельности, основанной на внешней мотивации. Хотя Н.Ф. Талызина подчеркивает, что внутренняя мотивация не всегда сильнее внешней. По мнению И.А. Зимней, «внешние и внутренние мотивы тесно взаимосвязаны. Для развития устойчивой внутренней мотивации необходимы положительные внешние мотивы – факторы, в первую очередь, создаваемые преподавателем в процессе обучения. В дальнейшем должен осуществляться сдвиг внешнего мотива на цель, смысл обучения» [цит. по 28, с. 22].
Согласно классификации Л.И. Божович, учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и психологическую характеристику: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, связаны с содержанием или процессом обучения – мотивация содержанием и мотивация процессом (мотивы самообразования, ориентация на получение знаний и др.). Социальные мотивы, в свою очередь, порождаются всей системой отношений, существующих между студентами и окружающей действительностью, и могут быть широкими социальными (мотивы долга, ответственности перед обществом, группой, преподавателем; мотивы самоопределения и т. п.) и узколичными (мотив получения одобрения со стороны преподавателя, родителей и сверстников; мотив получения хороших оценок, мотив престижа и т. п.) [7, с. 114].
А.К. Маркова, Т.А. Матис и А.Б. Орлов выделяют мотивы по отношению к учебному предмету: широкие познавательные, учебно-познавательные и мотивы самообразования; и мотивы по отношению к другим людям: широкие специальные, узкие специальные и мотивы социального сотрудничества [15, с. 28].
В исследованиях Е.И. Савонько говорится о мотивационных ориентирах. В учебной деятельности ими определяются четыре типа мотивационной ориентации: на процесс, результат, оценку преподавателя и избегание неприятностей. Более тесно связаны с успеваемостью, по их данным, ориентации на процесс и результат, менее – ориентация на оценку преподавателя и слабо связана с успеваемостью ориентация на избегание неприятностей [по 11, с. 901].
Одной из наиболее универсальных классификаций мотивов учения, на наш взгляд, является классификация В. Хеннинга, который выделяет следующие группы мотивов: гражданские мотивы / мотивы долга: учение как подготовка к будущей общественной жизни; познавательные мотивы: учение как стремление к новым знаниям; материальные мотивы: учение как основа будущей хорошей материальной жизни; мотивы престижа: учение как стремление к высокому социальному статусу; мотивы социальной идентификации с родителями: учение как стремление быть похожим на родителей, соответствовать их требованиям; мотивы социальной идентификации с преподавателем: учение как стремление быть похожим на преподавателя, соответствовать его требованиям; мотивы, связанные с процессом обучения: учение как занимательный интересный процесс [15, с. 30].
Таким образом, под мотивацией следует понимать психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, а также способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Учебная мотивация – это система, совокупность мотивов, связанных с учебной деятельностью. Следует отметить, что мотивы учения многочисленны и разнообразны, и их разнообразие может быть представлено многими классификациями.
Психологические особенности развития тревожности в подростковом возрасте
Теоретический анализ научных источников показал, что проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.
Тревожность в подростковом возрасте – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и, как следствие, отражением мотивации учебной деятельности.
В психолого-педагогической литературе присутствует множество классификаций факторов и условий, которые оказывают воздействие на процесс развития учебной мотивации, в том числе и тревожность личности. Однако недостаточно разработаны теоретические положения сиблинговой позиции, оказывающей влияние на мотивацию и тревожность подростков. Особенности личности во многом зависят от того, является ли подросток старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Детская ревность, довольно часто появляется в семье, где растут «старшие» и «младшие». А младшие дети, изначально получающие такое же внимание и любовь, навсегда являются «младшими». Они первоначально привыкают к тому, что есть старший брат или сестра, которые более ответственны, более послушны, чем они – младшие, которым всегда позволено чуть больше. Все это оказывает огромное значение на возникающие эмоциональные реакции и поведение в семье. Старшие дети первоначально получают от родителей больше времени, контроля, волнений и хлопот, пока они являются единственными.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод, что у единственных и старших детей более выражена направленность на внутреннюю мотивацию в учебной деятельности, т.е. более выражены учебные мотивы во внутренней системе мотивации. У средних и младших детей учебная мотивация имеет направленность во внешнем плане и обусловлена внешними факторами, такие подростки не руководствуются учебными мотивами в своей деятельности. В ходе исследования тревожности были получены результаты, свидетельствующие о том, что у старших и средних сиблингов проявляется очень высокий уровень тревожности, тогда как у единственных и младших сиблингов – средний.
Выдвинутое предположение о том, что существуют особенности учебной мотивации и тревожности у подростков с различной сиблинговой позицией подтвердилось, статистический анализ позволило подтвердить достоверность исследования.
Перспектива дальнейших исследований заключается в разработке психолого-педагогических условий индивидуального подхода, направленных на преодоление тревожности и сниженной учебной мотивации у подростков с разной сиблинговой позицией.
Цель исследования – изучение особенностей учебной мотивации и тревожности подростков с разной сиблинговой позицией.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!