особенности сюжетно-ролевой игры в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста | Пример курсовой работы

особенности сюжетно-ролевой игры в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования – раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте для развития воображения применяются задачи-головоломки, задачи на смекалку, занимательные игры. Они вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образу, по собственному замыслу. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
По развивающемуся воздействию на детей можно выделить следующие основные виды:
1. Занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемом активизации умственной деятельности.
2. Задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: три разных квадрата из десяти; четыре равных треугольника из девяти и в других аналогичных задачах осуществляется преобразования, видоизменение заданной фигуры путем перекладывания или уменьшения количества палочек, и ее составляющих.
3. Группа игр на составление (модулирование) плоских или объемных изображений объектов.
Практика дает возможность выделить следующие направления воздействия этого материала на всестороннее развитие детей.
1. Понятие воображения рассматривается в рамках психолого-педагогической литературы, где позиционируется как психологическая деятельность, которая заключается в создании новых образом и мысленных ситуаций. Выделяется значительное множество подходов к представленному понятию, что дает возможность рассматривать его с различных сторон. Исследователи сходятся в том, что воображение включает как мыслительные процессы, так и творческие аспекты деятельности.
2. Воображение детей старшего дошкольного возраста связано непосредственно с развитием творческой активности, креативности, при этом развитие воображения связано с методами и приемами, которые необходимо выбирать с учетом особенностей детей.
3. В рамках развития воображения особое внимание уделяется игровой деятельности, а именно сюжетно-ролевой игре, которая базируется на взаимодействие взрослых и детей, где дети реализуют ролевые особенности поведения взрослых в контексте определенного сюжета. Главными особенностями сюжетно-ролевой игры является содержание, выбранные роли, специфика сюжета.
4. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры определяется тем, что в игре должна присутствовать самостоятельная активность детей, при этом с опорой на предварительный план игры. Дети могут самостоятельно выбирать роли, придумывать сюжет, тем самым будет повышаться интерес детей к игре, воображение, активизироваться творческий потенциал.
В игровой деятельности главную роль имеет педагог, который направляет детей, способствует реализации программных задач, акцентирует внимание на психологических и возрастных особенностях детей с целью разработки игровой деятельности, способствующей интенсивному развитию воображения.
Развитие воображения в рамках реализации сюжетно-ролевой игры строится на субъективных и объективных факторах:
К объективным факторам сюжетно-ролевой игры относится:
– наличие информационных источников, способных обогатить теоретические знания старших дошкольников с целью обогащения социального опыта, необходимого для передачи образа героя, его эмоций, специфики поведения;
– наличие условий материальной среды, необходимой для того, чтобы развернуть деятельность, реализовать ее с минимальным отличием от оригинала;
– использование методов и приемов поощрительного характера с целью вовлечения детей в игровой процесс, а также развития интереса детей к игре.
К субъективным условиям относятся:
– интерес старших дошкольников;
– самостоятельность выполнения заданий в рамках игровой деятельности.
Цель исследования – раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!