Особенности совершения таможенных операций проведения таможенного контроля в отношении экспресс-грузов

Цели и задачи

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей таможенного декларирования и таможенного контроля экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Введение и актуальность


Итак, проанализировав теоретические источники, в Таможенном Кодексе ЕАЭС таможенный контроль определен как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
При этом Кодекс ЕАЭС предусматривает более детальную структуру регулирования, вводя помимо форм таможенного контроля понятие «меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля», а также четко определяет объекты таможенного контроля (см.табл.1):
- «товары, находящиеся под таможенным контролем;
- товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые приобрели статус товаров Союза, товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, товары для личного пользования, выпущенные в свободное обращение;
- товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов данных о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования;
- таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной;
- сведения, заявленные в таможенной декларации и иных таможенных документах, в том числе о происхождении товаров, их таможенной стоимости и коде в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
- деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономических операторов, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;
- товары, находящиеся у физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза;
- сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки (части открытой площадки), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, предназначенные для использования или используемые для временного хранения товаров уполномоченными экономическими операторами, а также предназначенные для использования или используемые в качестве зон таможенного контроля».
Таким образом, анализ имеющегося инструментария государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в целях определения путей снижения рисков для экономической безопасности РФ в условиях ее членства в ЕАЭС показывает, что наравне с классическими инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности для решения задачи обеспечения экономической безопасности РФ в качестве самостоятельных инструментов могут быть использованы инструменты таможенного регулирования. Содержание понятия «инструмент таможенного регулирования» определяться властными полномочиями таможенных органов и их функциями в системе государственной власти. В главной роли среди инструментов таможенного регулирования выступает таможенный контроль, представляющий собой деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения законодательства при реализации внешней торговли. Таможенный контроль является сформировавшимся самодостаточным правовым институтом и может анализироваться как отдельный административный инструмент таможенного регулирования и составная часть государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения экономической безопасности РФ.

Заключение и вывод

Анализ теоретических источников в данной работе позволил сделать ряд выводов:
1. Экспресс-грузы – это грузы, в отношении которых таможенные операции (при их перемещении через границу) совершают в первую очередь. Экспресс-грузы подразделяются на четыре категории.
Первая категория. Это документы, не имеющие коммерческой стоимости; корреспонденция, не имеющая коммерческой стоимости.
Вторая категория. В нее входят товары:
- общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной не превышает 200 евро (в эквиваленте);
- в отношении которых не уплачиваются таможенные пошлины, налоги, не взимаются таможенные сборы.
Третья категория. К ней относятся товары:
- общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной составляет свыше 200 евро, но не более 1000 евро;
- декларирование которых может осуществляться путем подачи заявления в виде реестра экспресс-грузов или в произвольной форме.
Четвертая категория. Сюда включены товары:
- общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной превышает 1000 евро;
- декларирование которых осуществляется в общеустановленном порядке путем подачи декларации по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.
2. На основании пункта 11 Порядка, утвержденного приказом ФТС России от 2 июля 2013 г. № 1225, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии экспресс-грузов на таможенную территорию представляются документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.
3. Оформляют экспресс-грузы в транзитном порядке также по упрощенной процедуре. В таможенный орган представляют:
- общую накладную в виде авиагрузовой накладной с прилагаемым к ней грузовым манифестом экспресс-грузов – в отношении грузов, перемещаемых воздушным транспортом;
- общую накладную в виде автомобильной транспортной накладной с прилагаемым к ней грузовым манифестом (грузовой ведомостью) экспресс-грузов – в отношении грузов, перемещаемых автомобильным транспортом.
Вывоз грузов также осуществляется в упрощенном порядке (если после прибытия на таможенную территорию экспресс-груз не покидал территории пункта пропуска через Государственную границу РФ и при этом вывозится за пределы таможенной территории).
Разрешение на убытие оформляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа не позднее двух часов с момента представления письменного заявления экспресс-перевозчика на убытие товаров.
Причем такое разрешение оформляется фирмой в произвольной форме путем проставления оттиска штампа «Вывоз разрешен».
4. Анализ законодательства позволил выявить ряд проблем практики правового регулирования таможенного декларирования и контроля экспресс-грузов:
- требования таможенных органов к документам на экспресс-грузы зачастую не учитывают специфику данной деятельности;
- не предусмотрен упрощенный порядок помещения оборудования, вывозимого на гарантийный ремонт, под таможенную процедуру переработки (что сказывается на сроках и стоимости вывоза), а также его последующего реимпорта;
- существующий упрощенный порядок помещения научных и коммерческих образцов (согласно статье 279 ФЗ «О таможенном регулировании») под таможенную процедуру временного ввоза требует доработки, так как эти образцы зачастую непреднамеренно уничтожаются в ходе испытаний, что делает невозможным их вывоз;
- в условиях электронного декларирования возможно таможенное оформление без предоставления бумажных документов, однако у инспектора всегда остается право их запросить. В такой ситуации осуществление таможенных операций становится проблемой, которая еще больше усугубляется в случае подачи первой декларации и необходимости регистрировать организацию на посту, для чего документы предоставляются исключительно в бумажном виде.
Отдельной проблемой является вопрос о порядке таможенного оформления экспресс-грузов, следующих в адрес физических лиц и перевозимых экспресс-перевозчиками.
Таможенный кодекс уравнял стоимость беспошлинного ввоза для физических и юридических лиц. Теперь эта сумма равна 1000 евро.
Положительным моментом является то, что уравниваются критерии для посылок, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО) и посылок, доставляемых экспресс-перевозчиками. Это даст потребителям возможность выбирать перевозчика в соответствии со своими представлениями о качестве и стоимости доставки. Очевидно, что введение такой нормы значительно увеличит активность российских граждан, заказывающих товары из-за рубежа, сделает шире спектр товаров. В связи с этим ожидается рост объемов импортных отправлений. И поэтому, должна сократиться практика занижения получателями стоимости ввозимых товаров с целью уложиться в лимит беспошлинного ввоза в 5 000 рублей, действовавший до настоящего времени. Однако, вместе с тем, пока не ясен порядок таможенного оформления экспресс-грузов, следующих в адрес физических лиц и перевозимых экспресс-перевозчиками, поскольку теперь предусматривается подача декларации в виде письменного заявления физического лица, а не реестра экспресс-грузов. Есть все предпосылки к тому, что с принятием Федерального закона о таможенном регулировании, который будет регулировать вопросы таможенного оформления на национальном уровне, ясности станет больше.
К сожалению, по состоянию на текущий момент порядок таможенного оформления не изменился в лучшую сторону. В чем-то он стал даже хуже.
Например, если до 1 июля совокупная стоимость экспресс-грузов, декларируемая экспресс-перевозчиком в виде реестра экспресс-грузов, могла быть до 1000 долл., то сейчас ее ограничивают 200 евро. Приходится разбивать экспресс-грузы на несколько партий, каждая - по отдельной декларации, что приводит к увеличению времени подготовки документов и, как следствие, снижению производительности инспекторов таможни. Должностные лица таможни ссылаются на отсутствие разъяснений со стороны ФТС.
Отмечая тенденцию улучшения условий таможенного оформления экспресс-грузов, все же отметим: чтобы избегать в будущем масштабных кризисов в транспортной отрасли, систему таможенного регулирования необходимо совершенствовать непрерывно, а динамика и направления ее модернизации должны соответствовать тенденциям мировой экономики и потребностям национальной. В противном случае все разговоры о модернизации экономики останутся только разговорами

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ