Особенности социальных представлений студентов о патриотизме | Пример курсовой работы

Особенности социальных представлений студентов о патриотизме

Цель исследования: выявить и проанализировать структуру и содержания социальных представлений студентов о патриотизме.

Этот компонент охватывает стойкие оценивающие отношения и суждение, систему демократических, моральных, гуманистических ценностей. Оценивающие отношения мы рассматриваем как эмоционально-волевые установки личности, которые характеризуют ее внутреннюю позицию относительно разных сторон жизни гражданского общества, трансформируются в личные ценности и направлены на становление гуманной личности.
Рефлексивный компонент предусматривает осознание студентом себя гражданином-патриотом, который готов развивать гражданское общество и правовое демократическое государство – нацию в России; проявление моральной рефлексии, самооценку личностных качеств, саморегуляции поведения.
Роль рефлексии в формировании патриотизма студента очень весома, поскольку она выступает в качестве основы, на которой возможное развертывание воспитательного процесса. Формирование патриотизма ученика в значительной мере зависит от развития личной рефлексии. Рефлексия – это не просто знание или познание студентом самого себя, но и выяснение того, как другие понимают его.
По определению И. Беха, ―Рефлексия как активная функция приводит к осознанию компонентов внутреннего мира Я субъекта, и в такой роли она является решающим фактором, поскольку создает смысловой диапазон Я: будет он узким или широким – зависит от действия рефлексии. По-другому, рефлексия дает Я меру. Здесь проявляется тенденция, согласно которой чем более глубокая и более разносторонняя рефлексия, тем больше и дифференцированнее Я.
Когнитивный компонент охватывает знание, мышление, осознание, суждение. Стержнем воспитания патриотизма является становление личности, которая знает историю, культуру, обычаи и традиции своего народа, знакомая с собственным правами и обязанностями, осведомленная с основными приоритетами внешней и внутренней политики государства.
Знание является основой для ориентирования школьника в современной жизни. Благодаря ним студент производит собственное отношение к окружающему миру, обществу, Родине. Овладение знаниями морального, правового, политического, экономического характера будет способствовать формированию и развитию личности, которой присущие качества гражданина-патриота. Она компетентна и готова к выполнению гражданских обязанностей, способна успешно разрешать проблемы.
Деятельностный компонент содержит умение и навыки творческой общественной деятельности и поведения, выполнения обязанностей и соблюдения закона, предусматривает осознанную самоорганизацию, саморегуляцию и самосовершенствование своих патриотических черт.
Деятельностный компонент, как основа патриотизма студента, формируется благодаря приобретению опыта, социализации ученика, привлечения его к разным видам общественной деятельности. Нельзя воспитать патриотизм, не привлекая личность к межличностным взаимоотношениям в общих делах. Поэтому воспитание патриотизма должно быть направлено на повышение уровня гражданской, социальной и общественной активности учеников. Существенное значение при этом имеет общественная деятельность, которая способствует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, привлекает к активному превращению действительности.
Таким образом, воспитание патриотизма требует единства и целостности воспитательного влияния на лицо студента и не может быть реализовано простой суммой механически соединенных мероприятий. Патриотизм, в первую очередь, формируется в процессе и на основе личного участия ученика в жизни школы, а также общества. От того, каким будет это участие, будет зависеть уровень сформированности патриотизма студента. При таких обстоятельствах патриотизм является актуальной темой нынешнего времени, ведь патриотизм — это залог процветания нашего государства и обеспечения целостности государственной границы и защиты наших граждан. Поэтому проблемной ситуацией я считаю отношение к патриотизму и его пониманию.
П݁ро݁ве݁дё݁н݁н݁ы݁й а݁на݁л݁и݁з по݁з݁во݁л݁яет с݁де݁лат݁ь с݁ле݁дую݁щ݁ие в݁ы݁во݁д݁ы:
Проблемы молодежи, ее образования и воспитания – это важнейшие проблемы в государстве. Воспитание молодого поколения, приобретение молодежью социальной зрелости – это один из аспектов, который изучает психология и социология молодежи, которые выполняют функцию целостного систематического анализа молодежи, исследуя ее с позиции динамических изменений в важнейших сферах жизни: политической, экономической, социальной и духовной.
Патриотизм студентов – это их любовь к Родине, своему народу, беспокойство о своем и его благе, осознание необходимости становления суверенного, правового, демократического, социального государства, готовность служить Отчизне и стать на защиту государственных интересов России.
В контексте нашего исследования мы рассмотрели не жертвенный патриотизм, присущий тоталитарному государству, а патриотизм гражданского устремления, свойственный правовому государству, который дает возможность личности почувствовать себя морально обогащенной, политически компетентной, социально защищенной, готовой отстаивать свои права и свободы.
В структуре патриотизма студентов мы выделили эмоционально-мотивационный, рефлексивный, когнитивный и деятельностный компоненты, которые в своей сущности и воссоздают отмеченное понятие.
Для воспитания значительным является то, что патриотическое состояние, если он в личности есть, живое в человеке всегда, но оказывается самоощущением и осознается, оформляясь мысленно, планах, намерениях, действиях, – дискретно: актуализируется, когда возникает угроза агрессии, или, наоборот, ситуации позитивные, светлые, радостные – тогда возникает удовлетворенность сделанным, его высокая общественная оценка, которая призывает к новым патриотическим делам.Анализ содержания ядра представления о патриотизме свидетельствует о том, что в сознании респондентов патриотизм ассоциируется с такими понятиями как «любовь», «гордость», «Родина», «преданность» и «уважение».
Содержание ядра представления о патриотизме совпадает с содержанием большинства научных определений данного понятия, которое рассматривается учеными как проявление любви, уважения, преданности Родине, гордости за нее. Это позволяет сделать вывод о том, что социальные представления молодых людей о патриотизме отличаются стабильностью и высокой степенью согласованности.
Социальное представление о патриотизме конкретизируется в обыденном сознании через позитивные эмоции, чувства и состояния, указание на принадлежность месту рождения, стране, народу, через волевые и нравственные качества личности, ценности, установки и убеждения, наряду с обращением к военно-историческому прошлому страны и описанием ее защитных и оборонных возможностей.
Позитивные эмоции, чувства и состояния в структуре социального представления о патриотизме свидетельствуют о положительном отношении молодежи к данному феномену. Социальные представления о патриотизме характеризуются устойчивостью во времени, согласованностью и стереотипностью содержания. Следовательно, гипотеза, заявленная в начале работы, подтверждена практическими основаниями.
Патриотизм, в первую очередь, формируется в процессе и на основе личного участия ученика в жизни школы, а также общества. От того, каким будет это участие, будет зависеть уровень сформированности патриотизма студента. При таких обстоятельствах патриотизм является актуальной темой нынешнего времени, ведь патриотизм — это залог процветания нашего государства. Поэтому проблемной ситуацией я считаю отношение к патриотизму и его пониманию.
Цель исследования: выявить и проанализировать структуру и содержания социальных представлений студентов о патриотизме.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!