Особенности самоотношения активных пользователей социальных сетей

Цели и задачи

Цель исследования: изучить особенность самоотношения активных пользователей социальных сетей.

Введение и актуальность


Б. Скиннер развивал идею о том, что всё поведение человека детерминировано окружающей средой, которая определяет и контролирует его действия. В связи с этим, он выделил зависимые и независимые переменные, влияющие на поведение личности. Так, к независимым переменным он относил окружающую среду, а к зависимым переменам - прогноз и контроль поведенческих реакций индивида
Исследуя позитивные и негативные подкрепления, Скиннер отрицал метод наказания, который применяется в обществе для контроля над поведением человека. Он считал, что наказание вызывает негативные эффекты и на время откладывает нежелательное поведение. Поэтому необходимо применять позитивное подкрепление с помощью метода последовательного приближения (формирования) или незамедлительного подкрепления.

1.3.Факторы влияющие на самоотношение личности

Сапожникова Р.Б. в своих исследованиях рассматривала самоотношение характеризовало его как целостное, в какой-то мере постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или неприятия самого себя.
В связи с этим к факторам, влияющим на самоотношение, относят самооценку и самовосприятие.
Самооценка проявляется в рамках эмоционального отношения к себе в различных жизненных ситуациях и в процессе выполнения каких-либо видов деятельности. На самооценку влияет ситуация успеха как результат проделанной деятельности, или ситуация неудачи, которая приводит к разочарованию.
Т.е. самооценка меняется под воздействием определенных ситуаций, а самоотношение более или менее остается стабильным, так как оно сформировалось под воздействием прошлых и настоящих самооценочных компонентов личности.
У. Джемс отмечал, что на самооценку влияет наше желание о том, кем человек хотим стать, какое место хотим занимать в социальном мире и от этих желаний у человека идет восприятие его успехов или неуспехов в жизни. Поэтому при низкой самооценке происходит неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение своего внутреннего мира и самого себя.
Л. Уэлс и Дж. Марвел выделили факторы влиящие на самоотношение:
1. Любовь к себе – от этого зависит принятие своей личности или непринятие.
2. Самопринятие – принятие своих личностных качеств, своих способностей, своих достижений, на основе чего формируется положительное или отрицательное мировосприятие.
3. Чувство компетентности – когда личность под воздействием своего мировоззрения, своих ценностей сравнивает и оценивает происходящие события с неким эталоном, который сформировался в сознании человека, под воздействием социализации.
К. Роджерс выделил фактор влияющий на самоотношение: самооценку и самопринятие. В самооценку он заложил отношение к себе как носителю определенных свойств личности и личностных достоинств. А в самопринятие он рассматривает принятие себя в целом, вне зависимости от своих личностных свойств и достоинств.
По Роджерсу самооценка основывается на сравнении своих личностных достижений с достижением других значимых людей. Самопринятие же, в свою очередь, проявляется в стиле отношения к себе, общей жизненной установке, которая сформировалась в процессе онтогенетического развития личности и за счет сознательных усилий личности.
Исходя из анализа Уэлса, Марвела, Роджерса можно сказать, что Уэлс и Марвел рассматривают самоотношение как глобальную самооценку, как единое и целостное образование. Роджерс в самоотношении выделил самопринятие и самооценку, влияющие на строение самооценочного и эмоционального компонента личности.
Таким образом можно отметить, что многие исследования приводят к тому, что факторы влияющие на становление самоотношения проявляются в самооценке и самовосприятии (самопринятии) личности.

Заключение и вывод

Рассматривая теоретические подходы к пониманию и определению юношеского периода, охарактеризованы периодизации зарубежных и отечественных авторов, раскрывающих особенности данного возраста (Э.Эриксон, И.С. Кон, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн).
Проанализировав характерные особенности юношеского возраста, отмечается неоднозначность и условность определения возрастных границ юношества. В различных периодизациях верхняя граница юности определяется по-разному - от 21 до 25 лет. В нашем исследовании мы опираемся на периодизацию, в которой выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) (И.С. Кон, В.С. Мухина).
Экспериментальным путем мы установили, что у респондентов доминирует самопринятие, высокий уровень осмысленности жизни, проявляющийся в показателях «результат», «локус контроля Я», «локус контроля Жизнь», внутренний контроль. Также значимым показателем является непринятие других, эмоциональный дискомфорт и ведомость. Начальный период юношеского возраста позволяет молодым людям относиться к себе некритично, в связи с этим возникают различные проблемы. В связи с этим молодые люди социально чувствуют себя комфортно, но они пассивны в самостоятельных, ответственных решениях.
Взаимосвязь между показателями определил, что при высокой осмысленности жизни у молодых людей преобладает положительное самоотношение, а при низкой осмысленности жизни проявляется негативное самоотношение.
Таким образом, независимо от активного пользования социальной сетью Инстаграм, молодые люди имеют как положительное, так и негативное самоотношение.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ