Особенности российской модели бюджетного федерализма | Пример курсовой работы

Особенности российской модели бюджетного федерализма

Целью работы является анализ особенностей российской модели бюджетного федерализма.

Так, реализация принципа федерализма и тенденции к некоторой децентрализации налоговой системы — это важнейший элемент в налоговой политике. Требуется отметить, что, в сущности, вопросы о налоговых полномочиях являются одними из главных для налоговой политики, от решения которых находится в зависимости построение качественной модели налогово-бюджетного федерализма и, таким образом, эффективность деятельности органа власти на каждом уровне.
 В результате, основным условием по функционированию эффективной модели бюджетного федерализма — это максимальная реализация принципа самостоятельности бюджетов на разных уровнях. Основным критерием самостоятельности бюджета является наличие своих доходов, которые закрепляет законодательство на постоянном или долговременном основании. Главной целью бюджетного и налогового федерализма видится в таком разграничении налогов между звеньями бюджетной системы РФ, которая будет гарантировать нормативную часть расходов, законодательно закрепленных за всеми звеньями и обусловленных разграничением предмета ведения и полномочий между органами власти на различных уровнях. Кроме того, будет сводиться к минимуму необходимость дополнительного распределения налоговых и других доходов между ними, снизится межбюджетный поток.
Также при разграничении налогов требуется учесть сезонность поступления налогов с тем, чтобы заранее планировать возмещение неравномерно поступивших сумм доходов при помощи нормативного отчисления от регулирующих налогов, выделения дотаций, субвенций, субсидий. Налог, имеющий сезонный характер формирования, не должен сосредотачиваться в одном бюджете, а должен рассредоточиваться по всем звеньям в бюджетной системе. Исходя из тех же соображений, нежелательно ставить бюджет в большую зависимость от одного источника налога, так как при его даже незначительном недопоступлении или несвоевременном поступлении из-за некоторых объективных или субъективных обстоятельств будет возникать осложнение в исполнении доходной и расходной частей в бюджете. Практический опыт говорит о том, что удельный вес одного источника доходов не должен превысить 30% объемов в бюджете.
В странах с федеративным устройством взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которого заложены принципы бюджетного федерализма, главные принципы которого заключаются в следующем:
— распределение и закрепление расходов бюджета по определённым уровням бюджетной системы;
— разграничение регулируемых доходов по уровням бюджетной системы;
— равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований страны;
— равенство всех бюджетов страны во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
— равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации и пр.
Межбюджетные отношения оказывают существенное воздействие на экономическую ситуацию в регионах, темпы роста социально-экономических, демографических и прочих показателей в субъектах федерации и в целом по стране. Помимо социально-экономической составляющей жизни общества, межбюджетные отношения выполняют важные политические функции, потому что они могут способствовать развитию отношений между федеральным центром и регионом, сохранению единства страны и пр. Так, позитивное развитие межбюджетных отношений имеет важнейшее значение в условиях современного развития России.
Повышение финансовой самостоятельности регионов с использованием только фискальных инструментов возможно следующими общеизвестными методами: либо путём изменения нормативов перераспределения уже существующих налогов, либо путем увеличения налоговой нагрузки, либо принятием мер по дальнейшему повышению собираемости налогов. Необходимо использование экономически обоснованное сочетание этих методов.
Прежде всего, следует изменить механизм межбюджетного перераспределения налоговых доходов в направлении его децентрализации. Здесь значение имеет то, насколько расходные полномочия того или иного уровня власти подкреплены собственными источниками доходов, и насколько самостоятельно власти смогут распоряжаться этими доходами. Пересмотр налогово-бюджетного механизма распределения доходов требует учета, как федеративного устройства Российского государства, так и существующих социально-экономических, демографических, экологических, климатических и других различий регионов.
Однако поэтапных изменений в обозримом будущем избежать не удастся. Изменить межбюджетное перераспределение налоговых доходов целесообразно следующим образом. Во-первых, можно установить норматив отчислений в бюджеты регионов от акцизов на табачную продукцию и на легковые автомобили.
Во-вторых, следует вернуться к перераспределению НДС между бюджетами в любых приемлемых пропорциях.
В-третьих, требуется пересмотр нормативов отчислений в пользу регионов от налога на добычу полезных ископаемых.
В-четвертых, следует пересмотреть роль и статус налогов и платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды.
Целью работы является анализ особенностей российской модели бюджетного федерализма.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.