Особенности рекламы, информации, пропаганды в СССР

Цели и задачи

Цель курсовой работы – рассмотреть и изложить сущность советской рекламы, информации и пропаганды.

Введение и актуальность


Рассылались проспекты-справочники, вкладыши, проспекты-письма, проспекты-календари, буклеты, поздравительные открытки рекламного характера. Эти открытки выпускались к праздничным и юбилейным датам, событиям международной жизни. На лицевой стороне открытки был тематический рисунок и краткий слоган. На оборотной стороне печатались приглашения посетить конкретный магазин в дни предпраздничной торговли. Тиражи открыток были массовыми, а почтовая рассылка – масштабной. Крупнейшая негосударственная организация СССР – система потребительской кооперации «Роспотребсоюз» – вела почтовую рассылку магазинам и торговым базам каталогов «Товары по заказам населения». Каталоги выпускались по товарным группам: «Спорт и туризм», «Товары для женщин», «Товары для кухни», «Электротовары», «Новые товары» и т.д. Следует ли упоминать о том, что прирост товарооборота магазинов, использовавших таким образом прямую почтовую рассылку, составлял 20-30% в год. Крупнейшая рекламная организация СССР – всесоюзное объединение «Союзторгреклама» Министерства торговли СССР – располагало самыми передовыми разработками и методиками ведущих мировых директ-маркетинговых агентств в области прямой почтовой рекламы.
Первой советской видео-рекламой принято считать ролик «Поющая кукуруза», который по праву можно назвать уникальным маркетинговым экспериментом: завлекательный видео-сюжет использовался государством в поддержку массовой инициативы – «кукурузизации» пищевой промышленности в рамках легендарной «кукурузной кампании» Н.С. Хрущева. Таким образом, советский маркетинг давал действенные результаты не только в сфере продаж, но и в привлечении граждан к массовым кампаниям, общественным акциям.
Незабытой традицией советской рекламы, безусловно, является привлечение «звезд советского экрана» к продвижению товаров народного потребления. Так, например, достойным ответом IKEA мог бы стать известный рекламный ролик одного из магазинов Ленмебельторга «Продажа мебели по образцам» с участием Михаила Боярского. Поскольку в стране отсутствовали специализированные рекламные агентства, и над созданием телевизионных роликов трудились лучшие киносценаристы, операторы и режиссеры, результат подобных рекламных работ трудно было отличить по качеству от фрагмента советской кинокомедии. Такова была, к примеру, популярная в то время телереклама напитка «Байкал».
Немалое значение играло обращение создателей рекламных роликов к эрудиции советских потребителей: любимым приемом советской рекламы были параллели с художественными произведениями – сюжетами из живописи, поэзии, прозы.
Советским зрителям запомнилась реклама часов «Чайка», с участием актера Михаила Светина, выполненная как переосмысление картины «Охотники на привале». Участие в съемках детей усиливало эффект трогательности, вовлекая зрителя в процесс, завоевывая симпатии и овации. Визитная карточка советской рекламы – позитивное отношение к жизни, тонкий юмор, романтическое исполнение, обращение к семейным и национальным ценностям и традициям, высокое художественное качество, актуальность и порой социальная злободневность. Эстетически изящная реклама не была навязчивой или кричащей, оставляя за потребителем право если не купить предлагаемый товар, то просто получить удовольствие от просмотра рекламы.

Заключение и вывод

Таким образом, в результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Выразительность и гиперболичность рекламных образов, целеустремленность текстов, которые были представлены в поэтической форме, способствовали формированию определенных эстетических и идеологических ценностей, решая при этом основную цель: решение конкретных экономических задач.
2. Реклама передавала желаемую существующую действительность, изображая идеального гражданина: жизнерадостного, полного оптимизмом, хорошего и образованного. Она меняла язык, предлагала особую форму общения и навязывала собственно визуальное наполнение. Благодаря таким рекламным сообщением у советского гражданина не возникал вопрос выбора: он всегда знал, какой товар лучше, как он должен выглядеть и что надо потреблять. Была задана определенная общественная модель со всеми необходимыми рекомендациями и наставлениями.
Таким образом, своеобразие советского рекламного рынка заключается в его универсальном воздействии на все жизненные сферы. Эстетика советской рекламы была почвой для наглядного примера и воспитательного средства одновременно, что утверждало новую культуру, новую жизнь, в котором идеологическая составляющая оставалась основной.
3. Роль пропаганды в советской период трудно переоценить. Власти СССР в совершенстве владели техникой «промывания мозгов» (англ. Brainwashing), а искусство служило «идейной переработкой трудящихся в духе социализма». Жертвы тоталитарной пропаганды верили в невероятное (бесклассовое устройство или коммунизм через 20 лет) и не видели очевидного (грубых нарушений прав человека, фальсификаций, репрессий).
Пропаганда, прежде всего, сталинской культуры заключалась в стремлении автоматизировать сознание граждан, сформировать ее в нужное русло путем управления бессознательным. Интересно, что идеал авангарда принципиально не меняется, но его универсальные космические измерения (как у Малевича, например) заменяются социальной действительностью, которую контролирует конкретная политическая сила – Коммунистическая партия. Эта политическая сила занимается организационной работой, в то время как создателю рекламы остается только выполнять партийный заказ.
Изображение жизни в ее революционном развитии, что является национальным по форме и социалистическим по содержанию, предусматривает реализм мечты, содержание которой – грандиозное видение нового мира, во главе которого строит партия.
4. В последние годы «холодной войны» еще сохраняется образ «врага», однако важной составляющей в пропаганде становится распространение идей о необходимости достижения взаимопонимания и сотрудничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Образ «друга» постепенно отходит на второй план, а везде начинают звучать призывы к глобальным изменениям в СССР. Советский Союз поглотил кризис, который уже невозможно было скрыть средствами пропаганды.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ