особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста из полных и не полных семей | Пример курсовой работы

особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста из полных и не полных семей

Цель исследования: выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста из полных и не полных семей.

Посредством языка осуществляется всякое речевое общение, особенности которого возникают в зависимости от различных условий и преследуемых целей. Важно контролировать процесс формирования речи, побуждать ребенка к произношению звуков и слогов, вызывать в ребенке потребность в речевом развитии с помощью общения [27].
В сложноорганизованной структуре языковой способности Е. Д. Божович выделяла два компонента:
С точки зрения педагогического подхода (А. Г. Арушанова, Г. П. Белякова, Е. С. Кубрякова, Г. А. Тумакова, и др.) речь ребенка рассматривается как творческий процесс, в котором порождение речи возникает в качестве средства общения, познания и регуляции своей деятельности и деятельности окружающих [45]. В случае если имитационная или языко-речемыслительная деятельность у ребенка не формируются вовремя, то в дальнейшем будет отмечаться недоразвитие речи различной степени тяжести. На сегодняшний день задержка речевого развития поддается быстрой коррекции, если она связана со снижением мотивации общения.
Задержка речевого развития может быть связана с различными факторами. Условно их можно разделить на биологические и социальные.
К биологическим относят минимальную мозговую дисфункцию, связанную с перинатальной энцефалопатией. Часто у малышей с задержкой речевого развития в анамнезе наблюдается факт внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах, наличие родовых травм, внутриутробных инфекций, черепно-мозговой травмы, неонатальных менингитов и энцефалитов, недоношенность или переношенность, частые или длительные заболевания раннего возраста, поствакциональные осложнения, ослабляющие ребенка. Л. В. Лопатина отмечает, что процесс формирования речи значительно затрудняется при наличии органического поражения центральной нервной системы или при нарушении периферических органов чувств [27]. Кроме того, отставание в речевом развитии может быть связано с нарушением слуха у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии.
Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание.
В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга–детскую афазию[16].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что период дошкольного детства является одним из критических периодов становления речи у ребенка и проблемы в семье в этот период, в том числе неполный состав семьи, могут привести к задержкам и нарушению в речевом развитии. Рассмотрим данный фактор подробнее.
Работа была посвящена изучению особенностей развития речи у старших дошкольников из полных и не полных семей.
Теоретическое исследование показало, что детско-родительские отношения оказывают большое влияние на развитие ребенка. Наиболее благоприятное воздействие оказывает гармоничный стиль воспитания, в то время как остальные стили приводят к нарушениям психического развития, в том числе, речевого.
Результаты теоретического анализа позволили выдвинуть предположение о том, что дети старшего дошкольного возраста из не полных семей имеют более низкий уровень речевого развития, чем дети из полных семей.
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
6 детей что составляет 60% экспериментальной группы, имеют средний уровень развития речи. 3 детей- это 40% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень развития речи.
У 5 детей- это 50% детей контрольной группы, выявлен высокий уровень развития связной речи. У 6 детей – это 60% детей контрольной группы, выявлен средний уровень развития связной речи.
Старшие дошкольники из полных семей отличаются значительно более высоким уровнем развития речи, в сравнении со старшими дошкольниками из не полных семей.
Гипотеза о том, что старшие дошкольники из полных семей отличаются значительно более высоким уровнем развития речи, в сравнении со старшими дошкольниками из не полных семей, полностью подтвердилась.
В результате проделанной работы выполнены прославленные задачи, цель работы достигнута
Цель исследования: выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста из полных и не полных семей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!