Особенности развития у старших дошкольников с ЗПР словаря существительных | Пример курсовой работы

Особенности развития у старших дошкольников с ЗПР словаря существительных

Цель нашего исследования – изучение особенностей развития у старших дошкольников с ЗПР словаря существительных.

Третий период – от 3-х до 7 лет. Характеризуется усвоением типов склонений и спряжений. В возрасте от 2 до 7 лет ребенок проделывает огромную работу по овладению всеми основными формами родного языка. К таким формам прежде всего относятся сложные предложения с союзами и разнообразные падежные формы, отражающие отношения между предметами.
На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отличается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушкам, предметам, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картине, но и представить события, которые смогли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.
В целом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются действия и механизмом словообразования [9, с.54]
В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. Лексикон растёт как количественно, так и качественно.
Обогащение и расширение словаря ребенка шестого года жизни осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, др. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, сниженная (по сравнению с нормой) способность к приему и переработке воспринимаемой информации, недостаточное развитие операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения обусловливают отклонения в речевом развитии детей данной категории. Формирование речевой функции у этих детей чаще всего происходит в замедленном темпе и сопровождается ее нарушениями. Особенности речи детей с ЗПР раскрыты в работах многих исследователей (Л.Н. Блинова, 2002; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; И.А. Симонова, 1974; Е.В. Мальцева, 1990; И.Ф. Марковская, 1993; В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, 1994; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, 2003), которые указывают на сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Нарушения речи у детей с ЗПР носят вариативный характер и обусловлены влиянием целого ряда факторов: характера этиологии, клинической картины ЗПР, психологических особенностей, наличия неврологической симптоматики и других.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Поэтому коррекционная работа с детьми с ЗПР ведется начиная с раннего дошкольного возраста. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно- образовательного процесса, включает: психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, – мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планирование
При разработке словаря существительных у детей старшего дошкольного возраста используют такие технологии, средства как технологии развивающего обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности, технологии, основанные на коллективном способе обучения (В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.), здоровьесберегающие технологии, другие.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы). Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка. Ежедневный объем непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.
Цель нашего исследования – изучение особенностей развития у старших дошкольников с ЗПР словаря существительных.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!