Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с онр 3 уровня | Пример курсовой работы

Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с онр 3 уровня

цель нашего исследования: изучить особенности процесса развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

К трем годам словарь ребенка составляет более 1000 слов. Происходит формирование слов-обобщений, которые обозначают родовые понятия. Уточняются значения слов, в речи появляются первые предлоги. Предложение состоит из 5-6 слов, закрепляется умение согласовывать существительные с прилагательными в косвенных падежах [19].
К четырем годам словарь возрастает до 1600-1900 слов, формируется глагольное управление, отмечается появление сложных предлогов. Ребенок начинает пользоваться сложными предложениями с союзами [23].
В 5 лет словарный запас возрастает до 2200 слов. Дети усваивают названия геометрических фигур, величин, пространственных отношений. В норме к пяти годам ребенок овладевает всеми типами склонения существительных, осваиваются формы согласования слов. В этом возрасте отмечаются трудности при употреблении существительных множественного числа в родительном и предложном падеже [33].
После 5 лет ребенок может выделить и назвать части предметов, сравнить предметы по общим и частным признакам, усваиваются свойства понятий и слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Вывод: В норме словарь ребенка начинает развиваться в раннем детстве. Его формирование зависит от общения со взрослыми, от социально-культурной среды, в которой растет ребенок. Первыми в речи появляются существительные, причем сначала они употребляются ребенком в неизменном виде. Затем появляется «слово-предложение». По мере развития формируется умение комбинировать слова, появляются короткие фразы. В 3 года фраза состоит из 5-6 слов, отмечается появление первых предлогов. К концу дошкольного возраста у детей в норме отмечается разнообразный словарь и овладение грамматическим строем родного языка.
Актуальность проведенного исследования связана с распространенной проблемой недостаточного развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Словарь – это один из основных компонентов речи, от уровня его сформированности зависит развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Согласно исследованиям А.Н. Гвоздева, С.Г. Цейтлин, Т.Н. Ушаковой и многих других, словарь формируется постепенно и оказывает большое влияние на развитие речи в целом. Достаточный лексический запас необходим для умения построить высказывание, выразить свои мысли и чувства.
При общем недоразвитии речи нарушены все компоненты языковой системы, что приводит к нарушениям чтения и письма, к трудностям при обучении в школе. Изучением словаря у детей с общим недоразвитием речи занимались Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, О.В. Правдина и многие другие. Они отмечают, что дети с общим недоразвитием речи характеризуются ограниченным словарным запасом, неумением подбирать антонимы, синонимы, нужные слова для построения высказывания, пользоваться обобщением.
Изучение процессов развития словаря необходимо для составления коррекционной программы, для формирования лексико-грамматического строя и связной речи.
Проанализировав литературу по развитию словаря в норме, мы выяснили, что его формирование начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста у детей в норме отмечается разнообразный словарь и овладение грамматическим строем родного языка.
Анализ литературы по проблемам общего недоразвития речи показал, что словарь детей данной категории характеризуется ограниченным объемом, трудностями при поиске нужного слова, неумением подбирать обобщающие слова, антонимы, синонимы, неумением объяснить значение слов, несформированными навыками словоизменения и словообразования.
Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что развитие словаря является одной из основных задачей при коррекции общего недоразвития речи. В настоящее время существует множество различных методик, как для выявления уровня развития словаря, так и для его коррекции.
В рамках работы был проведен констатирующий эксперимент, основной целью которого было выявить уровень развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты констатирующего исследования показали, что у большинства детей словарь не сформирован, уровень его развития ниже возрастной нормы. Анализ результатов также показал, что группа дошкольников с общим недоразвитием речи нуждается в коррекционно-логопедической работе.
Таким образом, цель нашего исследования – изучить особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня – была достигнута путем решения поставленных нами задач.
цель нашего исследования: изучить особенности процесса развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!