особенности развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | Пример курсовой работы

особенности развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Цель исследования – выявить особенности развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Об усвоении обобщенного значения слова также свидетельствует перенос значения данного слова для обозначения аналогичных качеств, состояний, действий, хотя ребенок не всегда может объяснить это значение. Дети с ОНР в некоторых случаях при переносе заменяют данное слово синонимом, что несет более узкое значение (разбойник – убийца, бандит; беспокоиться – волноваться)[21].
С большим трудом дети подбирают синонимы, антонимы, особенно к таким словам, требующих отбора другого слова с новым значением. Им легче назвать слово, к которому можно добавить долю не- (нехороший, не говорить). Дети тяжело, с большой помощью педагога (подсказка первого звука, состав слова, демонстрация наглядности и т.д.), подбирают антонимы к словам со значением качества, свойства (мокрый, густой, твердый). Прилагательных, обозначающих внутреннее состояние (ленивая, смелая, печальный), существительных, которые означают состояние, процесс, действие (радость, болезнь) дети антонимы не выбирают.
Несмотря на то, что устная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по сравнению развернутой и, в основном, достаточна для повседневного общения, в грамматической системе вещания оказываются некоторые особенности на морфологическом и синтаксическом уровнях. Грубые пробелы в ходе речевого общения почти не обнаруживаются. Но если поставить таких детей в условия, когда необходимо использовать те или иные слова, грамматические категории и синтаксические конструкции, недостатки в речевом развитии выступают четко[14].
Практически необходимые грамматические формы и категории и синтаксические конструкции (род, число, падеж имен существительных и прилагательных, форма числа, лица и времени глаголов, согласование и управление, простые и сложные предложения) в повседневной речи используются преимущественно правильно, но при усложнении заданий и при необходимости выразить мало знакомые отношения аграмматизмы легко обнаруживаются[15].
Наиболее характерным и существенным для детей с речевым недоразвитием является недостаточное умение замечать и обобщать явления языка, его звуковые и морфологические особенности, в частности формы словоизменения, способы словообразования и синтаксические конструкции.
Исследование морфологической системы словоизменения свидетельствуют о том, что на шестом году жизни дети с нарушениями речи в основном в целом овладевают названной языковой системой. Дошкольники понимают и принимают падежные окончания существительных и согласованных с ними прилагательных, глаголов, числительных, в речи присутствует разграничение числовых, родовых, видовых морфем, что само по себе свидетельствует о практическом овладении основными грамматическими стереотипами словоизменения[28].
Известно, что в норме процесс грамматического оформления речи начинает формироваться примерно с двух лет и заканчивается около четырех лет.
Однако в этот период могут встречаться в небольшом количестве ошибки в использовании некоторых форм слов, которые следует рассматривать как возрастные особенности речи. Ведь некоторые сложные и атипичные грамматические формы слов усваиваются детьми от пяти до семи лет[18].
В специальной литературе достаточно широко описаны особенности связной речи у детей шестого года жизни с ОНР (И. С. Марченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин и др.). В них отмечается возросший (по сравнению с детьми пятого года жизни) уровень речевых навыков[20]. Большинство детей овладели фразовой речью, адекватно отвечают на вопросы, могут с помощью построить собственное выражение в пределах близкой им темы. Фразовое вещание развернуто, но с элементами аграмматизмов и общего речевого недоразвития.
Ряд специфических трудностей у детей с ОНР, которые возникают при изменении условий коммуникации, при выполнении специфических учебных задач, свидетельствуют о том, что они не достигли того уровня, который характеризует нормальное вещание их сверстников. На фоне развернутых высказываний отмечаются элементы ситуативности, затруднение в использовании вариантов сложных предложений, особенно это заметно при составлении рассказа по картине и в спонтанных высказываниях. Они могут ответить на вопрос о семье, знакомых объектах окружающей среде, беседовать по картинке[24]. Но у таких детей отмечается недостаточный уровень владения языковыми навыками, трудности в выборе словесных средств, речевая активность снижена, самостоятельное общение остается затрудненным, их речь не соответствует нормативам.
Большинству детям этой категории при составлении рассказа по картинке, переводе необходимы словесные и наглядные подсказки. В процессе рассказа появляются паузы между частями предложения и короткими фразами. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловой опоре, помощи взрослого, нередко их высказывания носят фрагментарный характер.
Анализ сформированности связной речи обнаруживает трудности в овладении основными его видами: преданию, составлению рассказов с опорой на наглядность, на заданный план и тому подобное. В своих самостоятельных рассказах дети нередко только перечисляют изображенные предметы, их действия; внимание в них привлекается к второстепенным деталям, выпуская главное в содержании. При переводе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий[27].
У детей с III уровнем ОНР на фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. Простые предложения в самостоятельных рассказах нередко состоят из подлежащего, сказуемого, приложения, что связано с недостаточным усвоением прилагательных, числительных, наречий, деепричастий. Часто в них наблюдаются однообразие и неточности в употреблении обобщающих слов, отсутствуют оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия. Структура сложноподчиненных и сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб). Недостаточно усвоенные разделительные, противительные союзы. Понимая зависимость между отдельными событиями, дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненных предложений (Карандаш сломался, так как я много рисовала) (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин)[31].

Общее недоразвитие речи – это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
ОНР является следствием комплекса причин социального и биологического характера, например: наследственная предрасположенность,
органическая недостаточность центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятное социальное окружение, ограниченность речевого общения, различная внутриутробная патология.
Констатирующий эксперимент основывался на известных методиках, представленных в работе в несколько адаптированном виде, с изменением лексического материала Архипова Е.Ф, Борякова Н.Ю., Бессонова Т.П., Волкова Г.А., Володина В.С., Грибова О.Е., Громова О.Е., Жукова Н.С., Иншакова О.Б., Матросова Т.А., Пелымская Т.В., Р.И., Серебрякова Н.В., Стребелева Е.А., Туманова Т.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Шматко Н.Д..
Программа экспериментального исследования включала в себя несколько заданий, результаты выполнения которых, подвергались количественно-качественной обработке.
На основе анализа совокупности литературных данных, и в соответствии с выявленными трудностями в ходе обследования, нами были обобщены методические рекомендации, направленные на формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня).
Содержание методики предполагало начинать работу по развитию предикативного словаря с глаголов движения человека и животных, глаголов передающих эмоциональное состояние, которые отрабатывались в подвижных играх.
При формировании глагольной лексики желательно использовать сюжетные игры, связанные с показом и называнием конкретных действий, рассказы с иллюстрацией, игры с различными материалами (вода, песок, нитки, пуговицы, бисер, природные материалы), подвижные игры с речевым сопровождением, пальчиковый кукольный театр.
Подводя итоги проведённого нами исследования, можно сформулировать следующие выводы:
В ходе проведенного обследования глагольного словаря было установлено, что дети имеют средний и низкий уровень его сформированности. Все выявленные особенности и тенденции в развитии речи детей свидетельствуют о среднем и низком уровне сформированности обследуемого параметра.
Установлено, что дошкольники с общим недоразвитием речи представляют собой разнородную группу, что требует дифференцированного подхода к формированию глагольного словаря на всех этапах коррекционно-логопедической работы.
Объективность полученных результатов обследования интерпретировалась с помощью количественно-качественной оценки, которая позволила охарактеризовать разнородность группы детей с общим недоразвитием речи и реализовать в методике дифференцированный подход к формированию глагольного словаря на всех этапах коррекционно – логопедической работы.
Цель исследования – выявить особенности развития глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!