Особенности разрешения моральных дилемм в условиях стресса специалистов экстремального профиля | Пример курсовой работы

Особенности разрешения моральных дилемм в условиях стресса специалистов экстремального профиля

Целью данной работы является определение особенностей разрешения моральных дилемм в условиях стресса специалистов экстремального профиля.

В серии экспериментов С. Милгрэма было выявлено, что на процесс принятия решения о прекращении ударов током при появлении признаков проблемы у «ученика», в связи с процедурой подставного эксперимента, факторы наличия высокого и неоспоримого статуса авторитетного лица, требования продолжать процедуру, снятие ответственности с испытуемого влияли в сторону увеличения количества подчинившихся испытуемых. Факторы близости к «ученику» (т.е. непосредственное наблюдение результатов своих действий), отдаленности авторитетного лица, наличия противоречивых посланий от нескольких авторитетных лиц, наличия примера неподчинения, наоборот, снижали уровень повиновения. Не влияет фактор пола авторитетного лица и осознание опасности процедуры наказания током для «ученика». В процессе моделирования тюрьмы и ее условий Ф. Зимбардо показал и ощутил на себе влияние принятой человеком социальной роли при принятии решения, которое в иных обстоятельствах и в иной роли было бы иным.
Таким образом, в рамках данного подхода процесс принятия морально-нравственного решения рассматривается как процесс принятия социальной роли на себя, приписывание социальной роли другим и прояснение правил их взаимодействия.
В рамках когнитивного направления психология морали концентрировалась на изучении моральных суждений, стадий развития морали в онтогенезе, уровнях морального сознания и критериях выделения данных уровней, однако не касаясь при этом собственно самого морального поведения и процесса принятия решения. Эта тенденция была задана работами и фокусом научного интереса Ж. Пиаже: «Предмет нашего исследования — моральное суждение, а не моральное поведение или чувство». Такое ограничение было небезосновательным: оно в максимальной степени позволяло фокусироваться на цели — анализе сути и специфики основных моральных категорий, а также выявлении границ пропадания давления авторитета и возникновения феномена нормотворчества.
Несмотря на преимущественный фокус исследований на моральном сознании, Ж. Пиаже подчеркивал, что моральное поведение диктуется сознанием личности, объективно представленном в суждениях человека, причем развитие моральных оценок и суждений оказывается логически взаимосвязано с процессами социализации (к примеру, занимаясь общей игрой, дети вырабатывают определенные правила взаимодействия, формируя принципы ответственности, справедливости и т.д.). С этой точки зрения морально-нравственный выбор является прямым следствием уровня развития моральных суждений и по своему генезису социально опосредован.
В дальнейшем работу в области моральных суждений продолжил Л. Колберг, который создал свою теорию стадиального развития морального сознания (в некоторых переводах концепция нравственного развития), в дальнейшем дополненную его учениками. В этой теории рассмотрены и описаны три уровня развития морали, исходя из особенностей развития представлений личности о справедливости. Были выделены три уровня и семь стадий развития морального сознания:
1-йуровень — доконвенциональная мораль (иначе преднравственный уровень); представлена стадиями слепого эгоизма, а затем инструментального эгоизма;
2-йуровень — конвенциональная мораль, представленная стадией опоры на перспективы социальных отношений, а затем на перспективы социальной системы;
3-йуровень — постконвенциональная мораль, представленная стадией взаимовыгодного договора, а затем и взаимного уважения как универсального принципа регуляции поведения.

Таким образом, разрешая моральные дилеммы, следует учитывать два следующих обстоятельства.
Во-первых, моральные дилеммы создаются в результате действий людей, и, возможно, они во многом порождаются недоучетом конкретных обстоятельств действия, недостаточно ответственным поведением. Хотя нет и не может быть полного согласия между принципами внутри некоторой моральной системы.
Ответственное отношение к делу, сравнение принципов, выявление приоритетов, согласование этих приоритетов с близкими может помочь избежать ситуации моральных дилемм. Например, в случае первой дилеммы, отмеченной Макин-тайром, очевидно, что человек, решающий стать офицером, принимает на себя особую ответственность перед обществом. Он должен разъяснить характер этой ответственности своим близким, предупредить об этом тех, кто желает стать его близким.
Определенный вклад в предупреждение возникновения дилемм такого порядка могут внести моральные кодексы, относящиеся к профессиональной деятельности, в принципе разрешающие ситуацию и освобождающие человека от принятия тяжелого в личном плане решения в том случае, если он выбрал определенную профессию.
Во-вторых, моральные дилеммы часто свидетельствуют о несовершенстве того общества, в котором мы живем.
Если допустить, что в обществе когда-то все решения станут коммуникативными, что это общество создаст совершенную политическую организацию, в которой будут исключены войны, что оно перейдет к использованию искусственного белка (в духе мечты Вернадского об автотрофном человечестве), поле моральных конфликтов, так же как и поле этики долга, будет значительно сокращено. Соответственно, не будет необходимости в жестких принципах, применение которых к конкретным ситуациям, как было показано, зачастую и порождает моральные конфликты.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что в период переживания стресса у специалиста экстремальной профессии на низком уровне выражена морально-этическая ответственность личности.
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы и эмпирического исследования нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.
Целью данной работы является определение особенностей разрешения моральных дилемм в условиях стресса специалистов экстремального профиля.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

12 − девять =