Особенности применения метода анализа "продуктов деятельности" в педагогической психологии | Пример курсовой работы

Особенности применения метода анализа “продуктов деятельности” в педагогической психологии

Цель исследования заключается в изучении особенностей применения метода анализа продуктов деятельности в педагогической психологии.

Метод анализа деятельности основан на общей предпосылке о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучение объективных продуктов деятельности позволяет делать выводы о психологических характеристиках ее субъекта. Для эффективного использования данного метода необходимо соблюдение определенных требований: выяснить, что продукт является результатом типичной, а не случайной деятельности: принимать во внимание условия протекания деятельности, учитывать анализ не единичных, а многих продуктов деятельности (разных или аналогичных).
Основная цель психологического анализа деятельности заключается в том, что психологическая характеристика соответствующих профессиональных требований должна включать сведения не только о специфике рабочих операций, но и о процессах психической регуляции деятельности при решении определенных задач в определенных условиях трудового процесса.
Условия и специфика применения метода анализа продуктов деятельности в педагогической психологии
Метод анализа продуктов деятельности является эффективным способом всестороннего изучения психики ребенка. Он способствует выявлению особенностей психических процессов (мышления, внимания, памяти и т.д.); психических состояний (настроений); психических свойств (характера, способностей – всего того, что делает ребенка индивидуальностью). Таким образом, применение данного метода возможно в самых разных ситуациях – для установления выявления причин неуспеваемости школьника, трудностей в адаптации ребенка, для изучения взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, для выявления склонностей и интересов ребенка к тому или иному виду деятельности и т.д.
Для получения наиболее полных и точных результатов при проведении исследования соблюдаются следующие условия:
– четкое формулирование цели – конкретно и для чего исследуется;
– выбор детей в случае работы с группой соответствующего возраста, имеющих необходимые навыки (например, рисования);
– создание для всех детей одинаковых условий деятельности (одно место проведения, одинаковые материалы);
– минимизация влияния исследователя на процесс деятельности детей;
– фиксация эмоциональных реакций детей, проявляющихся в процессе деятельности;
– заблаговременная подготовка вопросов, если исследование предполагает последующую беседу с ребенком о продукте его творчества;
– выбор критериев, по которым будет осуществляться оценка конечного продукта [13, с. 190].
Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Следовательно, информация о ребенке может быть получена не только из конечного продукта его деятельности, но и из самого процесса его создания. Например, если анализ проводится с помощью рисования или лепки, фиксируются эмоциональные реакции ребенка, то, как он сам оценивает продукт своего творчества, насколько полученный результат соответствует изначальной идее.
Как любое другое психологическое исследование, анализ продуктов деятельности проходит в несколько этапов:
– подготовительный. На данном этапе собираются первичные данные о ребенке, формулируется гипотеза, подготавливаются материалы для анализа;
– непосредственно исследование. На данном этапе осуществляется непосредственно психологический анализ продуктов деятельности;
– заключительный. На данном этапе систематизируются полученные данные, сопоставляются с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составляются рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов [1, с. 304].
Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Т֑е֑о֑р֑е֑т֑и֑ч֑е֑с֑к֑и֑й֑ а֑н֑а֑л֑и֑з֑ л֑и֑т֑е֑р֑а֑т֑у֑р֑н֑ы֑х֑ и֑с֑т֑о֑ч֑н֑и֑к֑о֑в֑ п֑о֑ и֑с֑с֑л֑е֑д֑у֑е֑м֑о֑й֑ п֑р֑о֑б֑л֑е֑м֑е֑ п֑о֑з֑в֑о֑л֑и֑л֑ к֑л֑а֑с֑с֑и֑ф֑и֑ц֑и֑р֑о֑в֑а֑т֑ь֑ п֑р֑о֑е֑к֑т֑и֑в֑н֑ы֑е֑ м֑е֑т֑о֑д֑и֑к֑и֑ с֑ у֑ч֑е֑т֑о֑м֑:
– с֑п֑е֑ц֑и֑ф֑и֑к֑и֑ м֑е֑т֑о֑д֑о֑в֑ в֑о֑з֑д֑е֑й֑с֑т֑в֑и֑я֑ (с֑т֑р֑у֑к֑т֑у֑р֑и֑р֑о֑в֑а֑н֑и֑я֑, э֑к֑с֑п֑р֑е֑с֑с֑и֑и֑, «р֑и֑с֑у֑н֑о֑ч֑н֑о֑й֑ ф֑р֑у֑с֑т֑р֑а֑ц֑и֑и֑», и֑м֑п֑р֑е֑с֑с֑и֑и֑),
– в֑о֑з֑р֑а֑с֑т֑н֑ы֑х֑ о֑г֑р֑а֑н֑и֑ч֑е֑н֑и֑й֑ (д֑л֑я֑ д֑е֑т֑е֑й֑, п֑о֑д֑р֑о֑с֑т֑к֑о֑в֑, в֑з֑р֑о֑с֑л֑ы֑х֑),
– в֑ы֑я֑в֑л֑я֑е֑м֑ы֑х֑ п֑с֑и֑х֑о֑л֑о֑г֑и֑ч֑е֑с֑к֑и֑х֑ н֑а֑р֑у֑ш֑е֑н֑и֑й֑.
Б֑ы֑л֑и֑ т֑а֑к֑ ж֑е֑ в֑ы֑д֑е֑л֑е֑н֑ы֑ п֑р֑е֑и֑м֑у֑щ֑е֑с֑т֑в֑а֑ п֑р֑и֑м֑е֑н֑е֑н֑и֑я֑ метода анализа продуктов деятельности֑:
1. п֑о֑м֑о֑г֑а֑ю֑т֑ и֑з֑б֑е֑ж֑а֑т֑ь֑ ф֑а֑л֑ь֑с֑и֑ф֑и֑к֑а֑ц֑и֑и֑ с֑о֑ с֑т֑о֑р֑о֑н֑ы֑ и֑с֑п֑ы֑т֑у֑е֑м֑о֑г֑о֑, ч֑е֑м֑ о֑п֑р֑о֑с֑н֑и֑к֑и֑, и֑ п֑о֑т֑о֑м֑у֑ б֑о֑л֑е֑е֑ п֑р֑и֑г֑о֑д֑н֑ы֑ д֑л֑я֑ д֑и֑а֑г֑н֑о֑с֑т֑и֑к֑и֑ л֑и֑ч֑н֑о֑с֑т֑и֑;
2. э֑ф֑ф֑е֑к֑т֑и֑в֑н֑ы֑ д֑л֑я֑ у֑с֑т֑а֑н֑о֑в֑л֑е֑н֑и֑я֑ к֑о֑н֑т֑а֑к֑т֑а֑ с֑ и֑с֑п֑ы֑т֑у֑е֑м֑ы֑м֑;
3. к֑о֑г֑д֑а֑ о֑ц֑е֑н֑к֑е֑ п֑о֑д֑л֑е֑ж֑а֑т֑ б֑е֑с֑с֑о֑з֑н֑а֑т֑е֑л֑ь֑н֑ы֑е֑ п֑о֑т֑р֑е֑б֑н֑о֑с֑т֑и֑ и֑ в֑л֑е֑ч֑е֑н֑и֑я֑ к֑л֑и֑е֑н֑т֑а֑, т֑а֑к֑и֑е֑ е֑г֑о֑ м֑о֑т֑и֑в֑ы֑, к֑о֑т֑о֑р֑ы֑е֑ к֑л֑и֑е֑н֑т֑ в֑о֑л֑ь֑н֑о֑ и֑л֑и֑ н֑е֑в֑о֑л֑ь֑н֑о֑ б֑у֑д֑е֑т֑ с֑т֑а֑р֑а֑т֑ь֑с֑я֑ с֑к֑р֑ы֑т֑ь֑ о֑т֑ п֑с֑и֑х֑о֑л֑о֑г֑а֑-к֑о֑н֑с֑у֑л֑ь֑т֑а֑н֑т֑а֑, о֑т֑в֑е֑ч֑а֑я֑ н֑а֑ о֑т֑к֑р֑ы֑т֑ы֑е֑ в֑о֑п֑р֑о֑с֑ы֑;
4. п֑р֑и֑ и֑с֑п֑о֑л֑ь֑з֑о֑в֑а֑н֑и֑и֑ метода анализа продуктов деятельности п֑р֑о֑б֑л֑е֑м֑а֑ с֑о֑з֑д֑а֑н֑и֑я֑ и֑ п֑о֑д֑д֑е֑р֑ж֑а֑н֑и֑я֑ м֑о֑т֑и֑в֑а֑ц֑и֑и֑ н֑а֑ д֑и֑а֑г֑н֑о֑с֑т֑и֑р֑о֑в֑а֑н֑и֑е֑ н֑е֑ я֑в֑л֑я֑е֑т֑с֑я֑ т֑а֑к֑о֑й֑ о֑с֑т֑р֑о֑й֑, к֑а֑к֑ п֑р֑и֑ п֑р֑и֑м֑е֑н֑е֑н֑и֑и֑ д֑р֑у֑г֑и֑х֑ т֑и֑п֑о֑в֑ м֑е֑т֑о֑д֑о֑в֑.
Данный метод в совокупности с беседой и другими методами исследования в педагогической псхиологии позволяет фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Положительными сторонами данного метода выступают:
– гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
– возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
– высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
– стремление к всестороннему описанию личности.
Изучив особенности использования и специфику проведения метода анализа продуктов деятельности в начальной школе на примере оценки готовности к школе, мы определили, что использование данного метода в педагогической психологии имеет ряд требований и правил проведения, от которых напрямую зависит эффективность применения данных методик. Очень важным фактором для интерпретации данных, полученных с помощью данного метода, является сам интерпретатор. В мировой практике считается, что адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью анализа продуктов деятельности, может профессионал, имеющий психологическое или социологическое образование и опыт проведения качественных исследований.
Таким образом, цель нашей работы достигнута. Задачи исследования полностью выполнены.
Цель исследования заключается в изучении особенностей применения метода анализа продуктов деятельности в педагогической психологии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!