Особенности политической власти на примере США и РФ

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение особенностей политической власти на примере США и РФ.

Введение и актуальность


Значение региональных органов власти проявилось в их снижающей роли. Являясь мезоуровнем политической государственной власти, субъекты Российской Федерации выполняют её на базе Конституции РФ. Однако конституционный идеал оказался горизонтом, достижение которого проблематично, а Российское федеративное государство приобретает всё больше и больше признаки унитарного. Трансформирование метода выбора губернаторов -фактическое их назначение президентом через формальное одобрение органом законодательной власти субъекта Федерации - привело к тому, что руководитель региона стал лицом, подотчётным президенту, несущим перед ним ответственность и зависящим от воли президента. Тем самым руководитель региональной ветви исполнительной власти удалился от источника своей власти - народа региона. Сами органы законодательной власти региона всё больше подпадают под воздействие руководителей региона, превращаясь в «канцелярию, ставящую на законопроекты входящие номера и печать.
В «вертикаль власти» всё более вовлекается «партия власти». В соответствии с концепцией разделения политической власти на три ветви, публичная власть отделена от гражданского общества и сконцентрирована в основном институте власти - государстве. Главным политическим субъектом гражданского общества, субъектом, работающим в политике непосредственно, является политическая партия. В демократическом обществе в борьбе за политическую власть партия, как общественная организация, как союз идейных единомышленников в случае победы не приходит к власти в стране, не делается субъектом власти, а управляет государством руками своих членов. Феномен политической партии в том и заключается, что, являясь субъектом политики, важным элементом политической системы, стремясь завоевать власть в государстве, она не участвует непосредственно в управлении, как субъект, а действует опосредованно.
В современной действительности «Единая Россия» получает или присваивает себе всё больше и больше полномочий, реализуя свою программу «от партии для власти - к партии власти». Обусловленность и востребованность идеи «партии власти» С. Пивоваров объясняет на основе теории социального конфликта Р. Дарендорфа, который считал, что внимание нужно концентрировать не на причинах, а на формах конфликта. Поскольку конфликты есть одна их форм существования общества и должны сохраняться, но они угрожают стабильности и устойчивости общества, их надо поместить в особую «социальную среду» - «социальную плазму», которая минимизирует их разрушительную силу. Основной элемент «социальной плазмы» - обширный средний класс.
Отсутствие реальной оппозиции не способствует идентификации политической власти как власти демократической. Политическая власть в демократическом обществе завоёвывается и функционирует па основе конкуренции и идентифицируется при наличии реальной оппозиции. Партийная система России состоит из семи официально зарегистрированных политических партий, четыре из которых («Единая Россия». «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) представлены в Государственной Думе. Однако к уничтожению оппозиции приложила руки политическая власть, которая, создавая «Единую Россию» как доминирующую партию, предполагала, что оппозиция в рамках «управляемой», «суверенной демократии» будет лояльной по отношению к правящему режиму,
Гражданское общество, характеризуемое как развивающееся, не способно выполнять функции контроля за политической властью в современной России. Ситуация будет длиться до тех пор, пока институты гражданского общества не начнут создаваться по инициативе населения на добровольной основе. 
Рассмотрим легитимность и делегитимацию политической власти в России. Успешной политическая власть может быть только при обстоятельстве ее легитимности. О ее легитимности говорят когда «управляемые» соглашаются с тем, что она наделена правом управления ими. Власть обязана быть легальной, последнее достигается за счет ее законности, имеющей юридически правовые основания. В любом случае принципы политической власти обязаны также браться во внимание.
Чтобы сделать власть легитимной используют:
Принуждение и насилие;
Убеждение и влияние.
Если избирается первый вариант, то «управляющие» проводят в жизнь свои решения, не смотря на сопротивление от «управляемых».
Если избирается второй вариант, то принятые решения выполняются при добровольном согласии.
Кризис легитимности госвласти в России определяется лишением национально-государственной идеи или тем, что идея уже не может справляться с положенными на нее функциями. Речь идет о:
способности оказывать социально-интегрирующее воздействие;
способности представлять текущий политический режим, общественный порядок с лучшей точки зрения;
способности предопределять консолидирующие задачи общества.
Какова легитимность политической власти в современной России. В течение последних двух десятилетий государство простилось с властью, существовавшей в советскую эпоху, назначение которой было «мыслить от имени народа и для народа», пустующее место зазвучало так «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции». Другими словами, власть приобретает статус автономного фактора, а народ приобрел облик гражданского общества. Если смотреть кризис легитимности политической власти с позиции цивилизации, то главными причинами его зарождения стал кризис этатизма и патернализма, на которых выстраивался нормативно-ценностный порядок, соединяющийся в нашем государстве с государственностью. Об этом свидетельствуют модифицировавшиеся субъекты политической власти и иные ее элементы.
Если оценивать кризис легитимности политической власти с общественной точки зрения, то основными факторами являются скептицизм и огромное разочарование большей доли населения работой госвласти, а также политических партий, которые являются группами по интересам. Так же этому содействовала слабость власти, отсутствие у нее путей что бы результативно справляться с острыми проблемами, появляющимися на современном этапе развития государства.
Приобрести статус легитимной политическая власть в России может при условии, что будет обеспечено соответствие различным культурным типам: архаическому — древнерусскому народному типу; традиционалистскому — православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному — либерально-западному типу культуры.

Заключение и вывод

Законодательная власть РФ осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой.  Главными принципами работы органов законодательной власти являются: коллегиальность деятельности; отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.
Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, организация жизни обществ. Судебная власть - Верховный конституционный суд, верховный суд общей компетентности, верховный арбитражный суд. Назначение судебной власти - отправление правосудия.
Изучая природу власти в России, исследователи отмечают несколько специфических черт: несмотря на персонифицированность, власть может отделяться от одного лица и сливаться с множеством лиц, что произошло при переходе от царского самодержавия к советской системе власти; несмотря на внешнюю примитивность, она сложна по составу, власть гибка и адаптивна идеологически. В ХХ веке стала носителем «единственно-научно-верного мировоззрения». Вертикаль власти современной политической системы тесно связана с именем В. В. Путина как властецентричная власть. В России сильно развита бюрократия. В «вертикаль власти» сильно вовлечена «партия власти». Отсутствие реальной оппозиции не способствует идентификации политической власти как власти демократической.
Власть в США разделяется на три ветви – судебную, законодательную и исполнительную. Законодательной властью занимается конгресс – двухпалатный парламент, представленный сенатом и палатой представителей. Члены обеих палат выбираются жителями штата. В палате представителей находится 435 человек. Президент США осуществляет контроль за законодательной властью. Он может установить вето на любой законопроект, организует особые сессии, может назначить перерыв, временно принять на работу чиновников, если конгресс в отпуске. Председатель Верховного суда руководит слушаниями по импичменту президента. В последнее время Конгресс нанимает для своей работы из за большого её объема вспомогательные агентства. Исполнительная власть контролирует выполнение законов в государстве – это Президент, вице-президент, кабинет министров, независимые агентства.
Президент – глава государства и исполнительной власти, верховный главнокомандующий. Законодательная власть контролирует работу Президента. Судебная власть так же контролирует работу Президента, если он выносит неконституционные решения. При импичменте председатель Верховного суда автоматически становится Президентом сената. Верховный суд США – суд высшей инстанции. Его решения не подлежат апелляции и могут быть изменены только другим решением Верховного суда или поправками к конституции. В США работают 94 окружных судов. В их юрисдикции – федеральные уголовные и гражданские дела.
В 1990 г. Верховный суд США вынес решение о том, что при найме государственных служащих на большинство должностей партийная принадлежность не должна приниматься во внимание.
Опорой политического плюрализма являются партии. Древнейшие из них Республиканская и Демократическая. Сегодня они модернизировались, имеют цель улавливание максимального числа избирательских голосов, последнее дает им возможность включить в сферу своего влияния ключевые социальные классы и группы Прерогативы ведущих партий - организация и проведение выборов, разработка, выдвижение программ социально-экономического, политического развития нации, рекрутирование политической элиты - по-прежнему. Невозможно подняться на вершину власти, не участвуя в деятельности одной из ведущих партий.
На современном этапе резко возросла роль такого специфического американского демократического механизма, как праймериз (выдвижение кандидатов на выборные государственные должности самими избирателями). Праймериз стали впервые вводиться еще в нач. XX в. как средство ограничения влияния партийных боссов.
Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ