Особенности педагогического взаимодействия с детьми с признаками одаренности в коллективе НХТ

Цели и задачи

Целью работы выступает выявление сущности феномена одарённости, разработка психолого-педагогических обоснований, теоретико-методологического подхода к организации педагогического взаимодействия с одарённым ребенком в коллективе НХТ.

Введение и актуальность


Принимая во внимание приведённую классификацию, а также цель и задачи данного исследования, можно сделать вывод, что народно-художественное творчество может стать эффективным инструментом развития художественно-эстетической одарённости, в структуре которой можно выделить сценическую, музыкальную и пр.
Л. В. Трубайчук называет следующие подходы к классификации различных форм проявления одарённости:
по степени сформированности: потенциальная, актуальная;
по форме проявления: скрытая, явная;
по широте проявления: специальная, общая;
по особенностям возрастного развития: ранняя, поздняя.
В графическом виде различные формы одарённости могут быть представлены следующим образом:


Рисунок 2. Виды одарённости

Таким образом, в современной научной литературе представлены различные подходы к классификации различных видов одарённости.
На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что в современной научной литературе не существует единого подхода к пониманию одарённости. В наиболее общем виде под указанной категорией может пониматься сложный психический феномен, в структуре которого можно выделить высокий уровень развития интеллектуальных способностей личности, высокую мотивацию к реализации определённых видов деятельности, креативность как качество, которое позволяет создавать качественно новые поведенческие паттерны, способы деятельности, обеспечивающие более высокую продуктивность реализации данной деятельности. Существует несколько подходов к классификации одарённости, однако, большая часть исследователей сходится на выявлении художественно-эстетической одарённости, которая может принимать сценическую, изобразительную, хореографическую, музыкальную, литературно-поэтическую формы выражения. Художественно-эстетическая одарённость не является стабильным образованием, представляет собой живую, постоянно меняющуюся сущность, соответственно, в процессе реализации целенаправленного педагогического воздействия уровень одарённости личности, её структурных компонентов может быть существенно повышен.

Заключение и вывод


Целью работы выступало выявление сущности феномена одарённости, выявление теоретико-методологического обоснования к развитию структурных компонентов феномена в практике деятельности коллективов НХТ, а также разработка педагогической технологии, которая позволит оптимизировать процессы развития одарённости личности.
На основании анализа теоретических источников, освещающих сущность одарённости, было выявлено, что под данной категорией в современной научной литературе понимается сложный, комплексный феномен, совокупность личностных качеств, которые в наиболее общем виде могут быть представлены в форму интеллектуальных качеств, креативности, мотивации к достижению цели. Указанные характеристики неизменно развиваются в процессе жизнедеятельности личности, что обуславливает целесообразность реализации воздействия на личность с целью развития одарённости.
В то же время, реализация работы по развитию одарённости личности требует от педагога выявления одарённых детей. В свою очередь, диагностика степени одарённости, выявление детей, обладающих теми или иными формами одарённости, может осуществляться посредством наблюдения, своевременной интерпретации таких личностных свойств как самостоятельность, активность, настойчивость, любознательность и пр. в качестве сигналов о возможной одарённости ребёнка со стороны педагога.
Выявленные в результате анализа теоретических источников особенности проявления одарённости, структура феномена позволили определить совокупность педагогических условий, которые должны быть созданы в коллективе НХТ в процессах развития одарённости личности.
Кроме того, в практической части исследования были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие одарённости личности. Разработанные методические рекомендации основывались на максимально полном учёте индивидуальности личности одарённого ребёнка, основывались на игровой форме деятельности, подразумевала вовлечение в игровую деятельность всех участников коллектива. Подобная форма организации позволяет осуществлять как развитие одарённости детей, так и общее личностное развитие всех членов коллектива, что обуславливает целесообразность внедрения технологии в практику деятельности коллективов НХТ.

Другие курсовые работы