Особенности памяти лиц с интеллектуальной недостаточностью. | Пример курсовой работы

Особенности памяти лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: определить особенности развития памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и экспериментально проверить отличие в уровне развития их памяти и данного познавательного процесса у детей с нормой развития.

Заслуживают внимания экспериментальные исследования французского философа А. Бергсона и австрийского психолога К. Бюлер, которые выделяли две формы памяти: ассоциативная (низшая), которая является следствием деятельности мозга, и высшая, что является следствием генного кода. Запоминания и воспроизведения, в которых участвует высшая память, происходят в виде чисто духовных актов, независимо от образований и сбережений нервных связей в мозге (генная память).
Итак, из проведённого нами анализа следует, что нет единого толкования физиологических основ памяти.
По мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, есть три вида памяти, которые отличаются сроками функционирования и продолжительностью сохранения информации: сенсорная, кратковременная, долговременная.
Сенсорная память имеет две важные характеристики: она может содержать неограниченное количество информации (почти все, что мы видим или слышим), а также сохранять эту информацию только в течение очень короткого промежутка времени.
Сенсорная память – это запоминание и воспроизведение жизненно важных для нас образов, предметов и явлений, которые мы видели, слышали,
Пробовали на вкус, пробовали на ощупь и тому подобное. Поэтому различают несколько ее видов: слуховую, двигательную, зрительную, обонятельную, вкусовую. Кодирование информации в сенсорной памяти происходит путем трансдукции.
Кратковременная память, а еще иногда ее называют рабочей памятью – это память, в которой информация приобретает для нас суть и значение. Некоторые ученые утверждают, что сначала информация трансформируется в графическое изображение образов, другие – что такая трансформация происходит благодаря замене сенсорных стимулов словами. Объем кратковременной памяти зависит от характера деятельности, уровня владения навыками и является своеобразным показателем способности человека к обучению и деятельности [15].
Определяют возможности кратковременной памяти только одним путем – измеряют, какое количество единиц (предметов, объектов) может вспомнить индивид после однократного их созерцания. Ученые определяли количество бит информации, которое мы можем удержать в кратковременной памяти; это семь частей информации.
Семантическая память включает в себя немало ассоциаций, при усилении быстро воспроизводятся и блокируют забывание.
По мнению ученых, большинство информации мы вводим в память путем семантического кодирования: запоминаем общее значение. А при воспроизведении информации не повторяем ее дословно, а перефразируем, однако при этом сохраняем общую суть. Во время кодирования информации в долговременной памяти (образная память) представляем себе полученную информацию в виде схем, графиков, изображений и таким образом запоминаем. При воспроизведении сначала вспоминаем образ, а потом информацию.
Физическая активность (моторная, или двигательная память) способствует запоминанию любой информации, связанной с формированием навыков (езда на велосипеде, мотоцикле, автомобиле и т.д.; печатание на машинке или компьютере, игра на музыкальном инструменте и многое другое).
Чтобы ввести материал в долговременную память, нужны время и усилия. Известно, что чем глубже и детальней анализ материала мы осуществляем, чем активнее работает мозг и четко выражены физиологические изменения, которые оставляет материал в кратковременной памяти, тем меньше нужно повторений для перехода ее в длительную.
Воспроизведение в долговременной памяти зависит от многих факторов, в частности от того, насколько крепко мы заложили информацию в память. Запоминания чистых эмоций невозможно, мы запоминаем их только в связи с какими-либо обстоятельствами [12].
Из этого следует, что сенсорная и кратковременная память являются основными, но долговременная память нам крайне необходима, поскольку позволяет хранить огромное количество информации в течение длительного времени.
Долговременную память можно сравнить с библиотекой, в которой все регистрируется, систематизируется согласно каталогу и при необходимости используется. Все, что мы экономим на будущее, находится именно здесь. Исследования ученых-психологов показали, что памятью можно управлять, ее можно развивать.

В последнее время особенно актуальной стала проблема изучения и коррекции психического развития детей, которые ранее не были охвачены государственной системой целенаправленного обучения и воспитания. К этой категории можно отнести и детей с интеллектуальной недостаточностью. Понятие интеллектуальной недостаточности многими педагогами и психологами определяется как пограничное состояние между нормой и патологией развития, которое носит временный характер отставания, в соответствии с темпами биологического созревания, и которое может корректироваться при применении адекватной системы педагогических мероприятий. Известно, что у детей с недостатками психического развития наблюдаются нарушения функций познавательной деятельности, в том числе и памяти, что значительно усложняет процесс обучения таких детей. В результате проведённого исследования были достигнуты поставленные цель и задачи курсовой работы.
В курсовой работе раскрыты теоретические основы исследования проблемы особенностей памяти в младшем школьном возрасте и проведена экспериментальная работа по изучению особенностей памяти в младшем школьном возрасте детей с интеллектуальной недостаточностью и нормой развития.
При анализе теоретических основ исследования проблемы памяти в младшем школьном возрасте было изучено понятие памяти и ее видов, а также особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью и нормой развития в младшем школьном возрасте
Нами были определены особенности развития памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, экспериментально проверены отличие в уровне развития их памяти и данного познавательного процесса у детей с нормой развития и разработаны рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: определить особенности развития памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и экспериментально проверить отличие в уровне развития их памяти и данного познавательного процесса у детей с нормой развития.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.