Особенности опосредованного запоминания

Цели и задачи

Цель исследования - выявить особенности опосредованного запоминания у женщин и мужчин.

Введение и актуальность


Хотя воспоминания и не хранятся в конкретном месте, а распределены в системе нейронных связей, существует одна группа внутренних структур -лимбическая система, которая участвует в процессе консолидации памяти, связывая память с эмоциями. Лимбическая система располагается в глубине височных долей мозга и состоит из гиппокампа и миндалевидного тела [3].
В процессе памяти также участвуют и другие участки мозга, например:
- лобные доли (помогают хранить и вызывать воспоминания);
- особая зона на веретеновидной извилине в коре головного мозга (участвует в узнавании лиц);
- теменные доли (отвечают за запоминание простых задач);
- затылочные доли (хранят зрительную память);
- базальные ганглии и большой мозг (хранят память о привычках и моторных навыках);
- височные доли (хранят долговременные воспоминания);
- миндалевидное тело (воспроизводит воспоминания об эмоциональных событиях, например травматических и вызывающих страх) [4].
Память - это процесс, состоящий из последовательных операций:
- запечатление сигналов посредством сенсорных систем;
- анализ и сортировка полученных данных и отбраковка неподходящих и не имеющих значения;
- регистрация и фиксирование выбранных данных с помощью повторения;
- кодирование образов и их классификация согласно сложной системе категорий;
- накопление, хранение и консолидация данных в мозге;
- воспроизведение имеющейся информации;
- распознавание взаимосвязи между новыми знаниями и уже хранящимися в ней.
Большинство авторов сводят эти фазы к восприятию, консолидации и воспроизведению информации [3]. 
Выделяют несколько закономерностей процессов памяти. Г. Эббингаузом было установлено, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% («кривая Эббингауза»).
Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
Закон действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
Закон внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
Закон контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
Закон края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста. Это происходит под влиянием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения. Проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим. Ретроактивное торможение – в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.
Закон повторения – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
Закон незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше. Человек дольше помнит незавершенное дело, чем выполненное до конца («эффект Зейгарник») [10].
Различные внешние и внутренние факторы влияют на качество памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса. К внутренним причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:
- запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
- помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
- вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
- искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
- ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.
Внешние причины:
- генетические отклонения (например, аутизм);
- гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы);
- депрессивные или стрессовые состояния и психические заболевания (невроз, шизофрения);
- истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензодиазепинов);
- возрастные изменения (болезнь Альцгеймера) [7].
Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей и привести к нарушениям памяти.
Таким образом, память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями. Она формируется на протяжении всей жизни и хранит жизненный опыт. Физически процесс памяти состоит в возникновении новых связей между нейронами головного мозга.

Заключение и вывод


Целью данного исследования являлось изучение особенностей опосредованного запоминания у женщин и мужчин.
При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями, она зависит от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности, отношения личности к той или иной деятельности, от эмоционального настроя в конкретном случае, физического состояния, волевого усилия и многих других факторов.
Опосредованная память связана с использованием человеком различных мнемотехнических средств, то есть специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавания информации. Развивая и используя опосредованную память, человек запоминает большой объём информации; создает новые идеи; развивает объем памяти, улучшает процесс запоминания нового, стимулирует развитие мышления и воображения.
Результаты эмпирического исследования показали, что в среднем испытуемые воспроизводят 9 - 10 слов по своим рисункам спустя один час после предъявления. То есть, они выполняют 88% задания правильно.
У большинства испытуемых (59,1%) уровень развития опосредованной памяти выше среднего. Они воспроизводят 9 - 10 предъявленных слов, умеют пользоваться различными мнемотехническими средствами, допускают 1 - 2 ошибки. У многих испытуемых (31,8%) выявлен высокий уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 100% предъявленных слов, не допуская ошибок. У двух испытуемых (9,1%) выявлен средний уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 7 - 8 предъявленных слов, иногда затрудняются в использовании мнемотехнических средств, допускают 3 - 4 ошибки.
Результаты сравнительного статистического анализа показали, что уровень опосредованной памяти у мужчин ниже, чем у женщин.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в уровне развития опосредованного запоминания у женщин и мужчин. В среднем, женщины правильно воспроизводят на оно слово больше, чем мужчины.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по развитию опосредованной памяти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ