Особенности опосредованного запоминания
Цели и задачи
Цель исследования - выявить особенности опосредованного запоминания у женщин и мужчин.
Введение и актуальность
Хотя воспоминания и не хранятся в конкретном месте, а распределены в системе нейронных связей, существует одна группа внутренних структур -лимбическая система, которая участвует в процессе консолидации памяти, связывая память с эмоциями. Лимбическая система располагается в глубине височных долей мозга и состоит из гиппокампа и миндалевидного тела [3].
В процессе памяти также участвуют и другие участки мозга, например:
- лобные доли (помогают хранить и вызывать воспоминания);
- особая зона на веретеновидной извилине в коре головного мозга (участвует в узнавании лиц);
- теменные доли (отвечают за запоминание простых задач);
- затылочные доли (хранят зрительную память);
- базальные ганглии и большой мозг (хранят память о привычках и моторных навыках);
- височные доли (хранят долговременные воспоминания);
- миндалевидное тело (воспроизводит воспоминания об эмоциональных событиях, например травматических и вызывающих страх) [4].
Память - это процесс, состоящий из последовательных операций:
- запечатление сигналов посредством сенсорных систем;
- анализ и сортировка полученных данных и отбраковка неподходящих и не имеющих значения;
- регистрация и фиксирование выбранных данных с помощью повторения;
- кодирование образов и их классификация согласно сложной системе категорий;
- накопление, хранение и консолидация данных в мозге;
- воспроизведение имеющейся информации;
- распознавание взаимосвязи между новыми знаниями и уже хранящимися в ней.
Большинство авторов сводят эти фазы к восприятию, консолидации и воспроизведению информации [3].
Выделяют несколько закономерностей процессов памяти. Г. Эббингаузом было установлено, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% («кривая Эббингауза»).
Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
Закон действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
Закон внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
Закон контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
Закон края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста. Это происходит под влиянием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения. Проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим. Ретроактивное торможение – в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.
Закон повторения – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
Закон незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше. Человек дольше помнит незавершенное дело, чем выполненное до конца («эффект Зейгарник») [10].
Различные внешние и внутренние факторы влияют на качество памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса. К внутренним причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:
- запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
- помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
- вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
- искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
- ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.
Внешние причины:
- генетические отклонения (например, аутизм);
- гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы);
- депрессивные или стрессовые состояния и психические заболевания (невроз, шизофрения);
- истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензодиазепинов);
- возрастные изменения (болезнь Альцгеймера) [7].
Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей и привести к нарушениям памяти.
Таким образом, память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями. Она формируется на протяжении всей жизни и хранит жизненный опыт. Физически процесс памяти состоит в возникновении новых связей между нейронами головного мозга.
Заключение и вывод
Целью данного исследования являлось изучение особенностей опосредованного запоминания у женщин и мужчин.
При проведении теоретического анализа литературы по проблеме исследования выяснилось, что память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процессами и функциями, она зависит от таких индивидуальных особенностей, как: интересы и склонности личности, отношения личности к той или иной деятельности, от эмоционального настроя в конкретном случае, физического состояния, волевого усилия и многих других факторов.
Опосредованная память связана с использованием человеком различных мнемотехнических средств, то есть специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавания информации. Развивая и используя опосредованную память, человек запоминает большой объём информации; создает новые идеи; развивает объем памяти, улучшает процесс запоминания нового, стимулирует развитие мышления и воображения.
Результаты эмпирического исследования показали, что в среднем испытуемые воспроизводят 9 - 10 слов по своим рисункам спустя один час после предъявления. То есть, они выполняют 88% задания правильно.
У большинства испытуемых (59,1%) уровень развития опосредованной памяти выше среднего. Они воспроизводят 9 - 10 предъявленных слов, умеют пользоваться различными мнемотехническими средствами, допускают 1 - 2 ошибки. У многих испытуемых (31,8%) выявлен высокий уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 100% предъявленных слов, не допуская ошибок. У двух испытуемых (9,1%) выявлен средний уровень развития опосредованной памяти. Они воспроизводят 7 - 8 предъявленных слов, иногда затрудняются в использовании мнемотехнических средств, допускают 3 - 4 ошибки.
Результаты сравнительного статистического анализа показали, что уровень опосредованной памяти у мужчин ниже, чем у женщин.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в уровне развития опосредованного запоминания у женщин и мужчин. В среднем, женщины правильно воспроизводят на оно слово больше, чем мужчины.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по развитию опосредованной памяти.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт