особенности обучения чтения рассказов младших школьников с нарушением интеллекта | Пример курсовой работы

особенности обучения чтения рассказов младших школьников с нарушением интеллекта

Цель исследования – изучение особенностей формирования навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.
Учителю приходится чаще всего пользоваться дедуктивным методом, когда от общего вопроса учащиеся идут к выявлению деталей, которые могут помочь углубленному пониманию прочитанного. На уроках чтения нужно специально заботиться о приёмах организации мыслительных процессов, помогать учащимся в осознании смысловой структуры текста.
Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве.
Глава II. Коррекционно-педагогическая работа по устранению трудностей формирования навыков чтения у детей с недостатками интеллекта

2.1 Выявление уровня сформированности навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 3 класса
Одной из актуальных проблем современной педагогики, характерной для всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности – обучения чтению.
Целью нашего исследования было изучение особенностей воспитания навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса.
Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта.
Итак, полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглостью, выразительностью, осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся протекает достаточно своеобразно.
В дефектологической литературе, вопросы формирования навыков чтения у детей с умственной отсталостью, а также трудности протекания этого процесса раскрываются в работах М.Ф. Гнездилова, А.К.Аксёновой, В.Я.Василевской, Н.Г.Галунчиковой, А.И.Граборова, Р.С.Левиной, В.Г.Петровой, Н.К.Сорокиной, Р.И.Лалаевой и др.
Также задачей выпускной квалификационной работы являлась разработка и апробация приемов воспитания навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей умственно отсталых учащихся.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование школьников 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по параметрам, оказывающим значительное влияние на процесс формирования навыка чтения.
Экспериментальное исследование подтвердило выводы, основанные на анализе теоретических источников. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения при освоении полноценного навыка чтения в силу разнообразных причин: нарушение произносительных навыков, слабость зрительного восприятия, недостаточность звукового анализа и синтеза, затруднения в понимании логических связей.
На основе результатов обследования была организована коррекционная работа. При воспитании правильности чтения у умственно отсталых детей в качестве важного направления работы было выделено совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие умения прогнозирования текст, речевая зарядка. При воспитании навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка, а также использование игровых приемов.
Чтобы читать выразительно, чётко нужна содружественная работа речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата. Для постановки правильного дыхания проводилась дыхательная гимнастика. Только чтение вслух даёт возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.
Для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя использовалось хоровое чтение какой-либо части произведения. Прием подражания образцу выразительного чтения оставался ведущим. Наиболее эффективным являлось чтение по ролям.
Навык беглого чтения достигался при помощи прогнозирования буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова. Поэтому детей тренировали в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению. Для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении.
С учащимися с низким уровнем сформированности навыков чтения работа проводилась в том числе и индивидуально.
Учитывая сложность работы по воспитанию навыков чтения для умственно отсталых детей, быструю потерю интереса к ней использовались дополнительные игровые приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.
Организованный после обучения контрольный эксперимент свидетельствует об эффективности коррекционной работы. Это также подтверждается более низкими результатами контрольной группы по сравнению с экспериментальной при относительно одинаковых данных в начале работы.
Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы с применением приёмов и методов, учитывающих особенности мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.
Гипотеза, поставленная в начале работы, о том, что воспитание у учащихся с недостатками интеллекта полноценного навыка чтения будет проходить эффективнее при организации коррекционной работы по развитию таких качеств как правильность, осознанность, беглость, выразительность с учётом дефектов фонематического восприятия, зрительной памяти, мыслительной деятельности нашла своё практическое подтверждение.
Цель исследования – изучение особенностей формирования навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 4 =