Особенности образовательных потребностей обучающихся с задержанным психическим развитием | Пример курсовой работы

Особенности образовательных потребностей обучающихся с задержанным психическим развитием

Цель исследования – разработать методические рекомендации для педагогов по организации образовательной деятельности в рамках работы с детьми с ЗПР в условиях образовательного учреждения.

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями муниципального района – это способ деятельности образовательных организации по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов по реализации образовательных программ. Сетевое взаимодействие позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать новые инновационные модели образовательных программ, проектов [13].
Одним из ключевых принципов организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений является принцип многообразия образования при сохранении единства требований к его качеству. Основными задачами учреждений специального дошкольного образования являются организация комплексной работы с детьми посредством разработки и реализации индивидуальных образовательных программ детей, в том числе с ЗПР в соответствии с их психофизическими возможностями, предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям детей с ЗПР.
В Законе РФ от 29 декабря 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан особый правовой статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как лица, имеющего подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обозначено понятие инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс образовательной организации изменяет прежде всего установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Общие принципы работы с детьми с ЗПР в рамках образовательного учреждения [24]:
принцип индивидуального подхода;
принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
принцип междисциплинарного подхода;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
принцип партнерского взаимодействия с семьей;
принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
На современном этапе становления образования необходимо опереться на тот опыт интегрированного образования, который к этому времени сложился на специализированных организациях, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку, учитывали индивидуальные особенности детей.
Особенности реализации работы с детьми с ЗПР в образовательной организации на территории Российской Федерации [30]:
профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
специально организованная среда планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.
Построение работы нормальных детей и детей с ЗПР в рамках класса школы включает [33]:
1. Диагностику индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, наблюдение за поведением в группе; беседу, анкетирование родителей.
2. Составление адаптированной образовательной программы для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию; индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3. Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях класса.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Микрогруппы для взаимодействия детей через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Фронтальные формы организации активности детей рекомендуется проводить в форме круга, специально организованного занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой спокойной, доверительной атмосфере.
Детско-родительские группы − комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса с детьми с ЗПР: психологически педагоги не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего; родители здоровых детей иногда высказывают опасение, что присутствие в группе «особых» детей может задерживать развитие их собственного ребенка. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом [5].
Работа с детьми с ЗПР в рамках реализации образовательной деятельности организации на базе образовательного учреждения позволяет более гибкую программу обучения для необычных детей для удовлетворения их различных потребностей в обучении, и в учета данных особенностей выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. Но актуальность внедрения в педагогическую практику нововведений, касающихся детей с проблемами развития не вызывает сомнений.
Такой вид обучения в образовательной организации делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья [12].

В рамках данной курсовой работы, в процессе изучения научно-теоретической литературы и работы над практической частью работы был решен ряд задач, а именно:
Были изучены особенности детей с задержкой психического развития, как социального и педагогического феномена, рассмотрено понятие ЗПР, а также рассмотрены современные тенденции и направления развития инклюзивного образования в Российской Федерации.
Рассмотрен процесс организации образовательной деятельности в рамках работы с детьми с задержкой психического развития.
Определены педагогические средства, особенности и методы воспитания детей с ЗПР условиях реализации образовательного учреждения.
Проведен анализ деятельности и характеристика организации (ВСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ) по обучению детей с ЗПР.
В результате работы над теоретической частью данной курсовой работы был разработан ряд методических рекомендаций для внедрения на базе (ВСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ) с целью оптимизации образовательного процесса.
Цель исследования – разработать методические рекомендации для педагогов по организации образовательной деятельности в рамках работы с детьми с ЗПР в условиях образовательного учреждения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.