Особенности номинативного словаря у дошкольников с ОНР 3 ур.

Цели и задачи

Цель исследования – изучение номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Введение и актуальность


А.В. Захарова [5] приводит следующие цифры: 1 год – 10-12 слов, 2 года – 300-400 слов, 3 года – 1500 слов, 4-года – 1900 слов, 5 лет – 2000-2500 слов, 6-7 лет – 3500-4000 слов. Также она указывает данные о соотнесении частей речи в словаре 6-ти летнего ребёнка: имя существительное - 42,3%, глагол - 30%, наречие - 10,3%, имя прилагательное - 8,4%, частицы - 3,9%, местоимение - 2,4%, числительное - 1,2%, союз - 0,3%.
По данным М.Ф. Фомичевой [27], в словаре ребенка 1 года – 10-12 слов, в 2 года – 230-300 слов, в 3 года – 800-1000, 5 лет – 2500-3000 слов. Это преимущественно те слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их активный словарь ограничен.
При анализе словарного запаса речи детей шести-семи летнего возраста, Захарова А.В. [5] выделяет слова, которые дети наиболее часто употребляют в своей речи: это такие существительные, как «мама», «люди», «мальчишка»; прилагательные – «маленький», «большой», «детский», «плохой»; глаголы – «пойти», «говорить», «сказать». Отмечается преобладание слов, которые обозначают людей. Среди наиболее частых используемых прилагательных выявляются слова имеющие широкое значение и активную сочетаемость.
Важное место среди прилагательных детского словаря занимают местоименные адъективы («такой», «который», «этот», «свой», «всякий», «наш», «весь», «каждый», «мой», «самый»). Высокая частотность местоименных прилагательных доказывает большую коммуникативную значимость данных частей речи у детей.
Также А.В. Захарова [5] отмечает преобладание у детей отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных.

Заключение и вывод

При изучении литературы по теме развития у детей старшего дошкольного возраста номинативного словаря, нами было определено, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня словарь характеризуется преобладанием в речи пассивного словаря над активным, его небольшим объёмом, неточным употреблением слов.
Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения и развития у детей с общим недоразвитием речи номинативного словаря.
Методика проводимого нами экспериментального изучения была построена на теоретическом анализе литературы по исследуемой нами теме, а также на факте того, что изучение словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи должно носить комплексный характер и быть направленным на оценку таких параметров, как активный и пассивный словарный запас.
В процессе курсовой работы нами были решены следующие задачи:
1.Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2.Подобрана диагностика.
3.Апробирована диагностическая методика.
4. Проведён анализ полученных результатов.
Известно, что процесс развития правильной и грамотной речи ребенка не является быстрым процессом. Ребенок в силу своего возраста не способен в один момент овладеть правильным звукопроизношением, слоговой структурой слова, лексическим строем и т.д. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще нет или усвоенными частично. [5]
Детям с общим недоразвитием речи требуется систематическое и достаточно длительное коррекционное воздействие, способное помочь им развить правильную и грамотную речь, свойственную детям с нормальным речевым развитием.
Подход в характеристике детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, был выдвинут Р. Е. Левиной и другими учеными и именно он позволяет отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по определенному ряду параметров, способных отразить состояние языковых средств и коммуникативных процессов. Также были раскрыты специфические закономерности, которые определяют переход от более низкого уровня развития к более высокому.
В начале проводимой нами работы мы поставили задачу изучить особенности развития у детей с общим недоразвитием речи состояние номинативного словаря. Именно для выполнения данной задачи нами был проведен констатирующий эксперимент, который помог выявить особенности его развития.
Так мы выяснили, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи пассивный словарь значительно преобладает над активным, отмечаются неточности в употреблении слов, присутствуют замены. В речи детей преобладают те слова, с которыми они чаще встречаются в повседневной жизни. У детей объем пассивного словаря более приближен к норме, чем объем активного. Что и было подтверждено нами при проведении эксперимента.
Таким образом, мы можем говорить о необходимости проведения с детьми старшего дошкольного возраста коррекционно-логопедической работы, которая должна быть направлена на развитие у них номинативного словаря, его обогащение и перевод уже имеющихся слов в пассивном словаре в активный.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ