Особенности научно-популярного подстиля (на примере издания «Достающее звено» Станислава Дробышевского)

М.Н. Кожина, говоря о научно-популярном стиле как подстилевой разновидности научного стиля, отмечает, что литература данного стиля «сохраняет основные специфические особенности, характерные для научного стиля: в научно-популярной литературе  излагаются знания, добытые в сфере научной деятельности; содержание научно-популярной литературы в основном то же, что и в собственно научной литературе» (Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А., 2008, 112).
Она также выделяет основные черты, присущие научно-популярному подстилю:
подробность изложения научных данных;
раскрытие всех возможных общих положений на конкретных примерах;
намеренное подчеркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами;
стремление избегать широкого использования терминов, а при необходимом употреблении непременно разъяснять их значение;
«умеренная концентрация» научных фактов и материала исследования (достигается использованием различных параллелей и «вставок» не собственно научного содержания);
использование разнообразных приемов (в том числе речевых) активизации внимания читателя;
стремление к оригинальности, нешаблонности выражения (Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А., 2008, 118).
Соглашаясь с М.Н. Кожиной, другой исследователь функциональности стилей, — В.Е.Чернявская, добавляет, что противопоставление «популяризаторских» тексты академическим научным произведениям возможно, но только в рамках научного стиля.
Другие ученые – такие, как М.К. Милых, Н.Н. Маевский, Н.Я. Сердо-бинцев, Г.А. Васюченко – напротив, рассматривают научно-популярный стиль текста с точки зрения его независимости, выделяя его в отдельный функциональный стиль. По их мнению, задачи и цель общения, характер взаимоотношения между автором и читателем, а также содержание сообщения являются достаточными основаниями для этого (Хомутова Т.Н., Петров С.Г., 2013, 38).
Э.А. Лазаревич, например, утверждает, что научно-популярный стиль вполне можно считать самостоятельным функциональным стилем, поскольку его типологические признаки не совпадают с признаками научной литературы. По его мнению, «близость некоторых черт научно-популярной литературы и литературы других типов не дает основания говорить о типологической неопределенности первой. Ее подобие другим всегда четко выражено и ограничено. Так, частично совпадая  по тематике с научной литературой, научно-популярная отличается от нее целевой установкой и читательской аудиторией. Имея некоторую читательскую общность с художественной литературой, научно-популярная не совпадает с ней по тематике и целевой установке» (Лазаревич Э.А., 1984, 297).
Что касается упомянутой целевой установки, то, как указывает В.Е. Чернявская, целью научно-популярного текста является «массовое распространение и популяризация определенных научных сведений. Научно-популярный тип текста отличается от остальных по своим целям, содержательному наполнению, характеру адресата, к которому они обращены» (Чернявская В.Е., 2007, 36). 
Таким образом, если рассматривать научно-популярный стиль в качестве разновидности научного стиля, необходимо помнить о том, что в нем сохраняются основные отличительные черты научного стиля (репрезентация знаний научного характера, структура плана содержания самих текстов и т.д.) Кроме того, вышеупомянутая совокупность экстралингвистических факторов, образующих научно-популярный стиль, отличается от аналогичных факторов в научном стиле только наличием адресата, не являющегося специалистом в данной области знания. Как уже было сказано, основная разница между данными стилями состоит в более частных коммуникативных задачах, присущих научно-популярному подстилю. Прежде всего, это выражается в стремлении донести научную информацию как можно более доступно и даже увлекательно, устанавливая контакт с читателем. При этом, как пишет Т.Н. Хомутова, речевые единицы научного стиля «модифицируются, часто превращаясь в свою противоположность, такие черты научного стиля, как отвлеченность и обобщенность,  отсутствие образности и скрытая эмоциональность, объективность и безличность изложения» (Хомутова Т.Н., Петров С.Г., 2013, 39).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что некоторые элементы собственно научной речи присутствуют и в научно-популярном тексте. К таковым относятся, прежде всего, общенаучная лексика и термины, однако их функционирование несколько отличается.
Таким образом, принимая во внимание наличие вышеуказанных черт научно-популярного текста, совпадающих с чертами научного стиля, а также несколько видоизмененных вторичных экстралингвистических факторов, за основу в данном исследовании будет принята точка зрения ученых первой группы, определяющих стилевой аспект научно-популярного текста как под-стиль единого научного стиля.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ