особенности налогообложения имущества физических лиц | Пример курсовой работы

особенности налогообложения имущества физических лиц

Цель данной курсовой работы – изучить особенности налогообложения имущества физических лиц.

В 1981 г. вместо налога со строений был введен налог с владельцев строений. Налог взимался по двум ставкам: 0,5 % – при обложении жилого фонда и 1 % – при обложении остальных строений. Рассчитывалась сумма налога финансовым органом на основании данных об инвентаризации на начало года, а при их отсутствии – по страховой оценке.
Кроме этого налога, в городской местности граждане, имеющие автомобили, мотоциклы, яхты, лодки, ялики, паромы, выездных и рабочих лошадей и других животных, используемых в извозном промысле, платили сбор с владельцев транспортных средств, который относился к числу местных сборов. Этот сбор не взимался за моторные и протезные коляски, принадлежавшие инвалидам, мотороллеры, а также непригодных к работе лошадей. Позже этот сбор был переименован в налог. Из объекта налогообложения были исключены ялики, паромы, лошади и другие животные, а включены моторные лодки, мотосани, катера.
В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. №2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”, который объединил два налога: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства [4, с. 67].
Поступление налогов на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации в 2012 году составило 2 188 355 тысяч рублей, что на 269 270 тысяч рублей больше, чем в соответствующем периоде 2011 года, согласно таблице 2.
Таблица 2
Результаты горизонтального анализа поступления имущественных налогов в бюджет РФ, 2011-2012 гг.
Показатели Анализируемые периоды Отклонения горизонтального анализа, %
Подводя итог проведенному нами исследованию имущественных налогов с физических лиц, можно прийти к выводам о значимости имущественных налогов в качестве первых налоговых источников изъятия средств в пользу государственного бюджета. Имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения, прежде всего вследствие своей стационарности. Имущественные налоги имеют большой фискальный и регулирующий потенциал, одновременно обладая всеми достоинствами прямых налогов, и при эффективном управлении способны значительно увеличить доходы региональных и местных бюджетов.
Приблизительно 75 % всех поступлений имущественных налогов с физических лиц обеспечивает транспортный налог, налог на имущество с физических лиц – около 23 %, а доля земельного налога с физических лиц не превышает 2-4 %.
Отметим также, что налоговое законодательство в части имущественных налогов имеет достаточное количество пробелов. За их устранение борются уже не первый год, и борьба по большей части оправданная. Еще в середине 2000 годов у государства возникло желание разработать и принять последнюю главу НК РФ, объединив земельный налог и налог на имущество физических лиц в один налог – налог на недвижимость.
Примечателен тот факт, что налог на имущество физических лиц в основном сборнике налогов (НК РФ) не числится – нормативно-правовой базой для него выступает Закон РФ “О налогах на имущество физических лиц”, созданный еще во времена президентства Бориса Ельцина. Исчисление налога происходит устаревшими методиками, хотя очевидно, что должно прослеживаться соответствие налогового законодательства современному состоянию экономики, поэтому описанный выше факт рассматриваю как сигнал того, что нормотворческие изменения не просто нужны, а крайне необходимы.
Идея заменить единым налогом на недвижимость налог на имущество физических лиц и земельный налог разумна и вполне обоснована, ведь раздельное налогообложение земельного участка и находящегося на его территории объекта капитального строительства подразумевает существование различных информационных баз.
Обозначенные налоги являются местными, соответственно, уплачиваемые налогоплательщиками денежные средства поступают непосредственно в муниципальную казну, которая, по сути своей, должна расходоваться на строительство и ремонт дорог, благоустройство дворов и детских площадок, содержание школ, детских садов и поликлиник, поддержание общественной безопасности. Налог на недвижимость в развитых странах – основа пополнения местных бюджетов. В России же доля имущественного налогообложения с горем пополам достигает 20%. Эффективного распоряжения средствами налогоплательщиков по большей части нет, следовательно, нет и нормального осуществления органами своих полномочий, в связи с чем обманутый народ негодует, требуя открытости муниципальных бюджетов.
Наработки законодательства по новому налогу предусматривают минимум, освобожденный от налогообложения, в размере 20 квадратных метров от общей площади квартиры, при этом вне зависимости от количества собственников.
По нашему мнению, разумнее было бы рассчитывать налог в зависимости от количества квадратных метров и с учетом типа жилья. Это позволило бы облагать по повышенной ставке владельцев роскошного жилья и не занимало бы много времени для создания сопутствующих условий. Также можно было бы обратить внимание на необходимость в недвижимости для налогоплательщика: объектом налогообложения сделать вторую, третью и так далее квартиры в собственности одного человека или семьи, а также дачи и садовые домики – то имущество, которое можно назвать инвестиционным, сверхнеобходимым для выживания.
Таким образом, идея о введении налога на недвижимость физических лиц состоятельна. Реформа под девизом: «снизить налоговое бремя, упростить налоговую систему, усилить справедливость, улучшить налоговое администрирование» нацелена на формирование максимально приближенного к действительности кадастра недвижимости и представления о недвижимости как о едином объекте. При этом также преследуется фискальная цель, которая, по признаниям многих авторов законопроекта, является одной из самых главных (и прежде всего это касается относительно дорогой недвижимости). Введение налога на недвижимость позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости.
Законодательная база на уровне государства может быть проработана и иметь значение уже сейчас, но каждый субъект Российской Федерации должен разработать свои документы, принять свойственные только ему решения по части ставок, льгот и вычетов.
Нововведение должно быть проработано максимально полно и четко, целиком и полностью соответствовать действительности, ожиданиям населения, то есть быть справедливым.
Цель данной курсовой работы – изучить особенности налогообложения имущества физических лиц.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!