особенности мнемической деятельности у младших школьников, обучающихся с применением электронной образовательной среды | Пример курсовой работы

особенности мнемической деятельности у младших школьников, обучающихся с применением электронной образовательной среды

Цель исследования: выявить особенности мнемической деятельности у младших школьников, обучающихся с применением электронной образовательной среды.

Оперативная память – представлена процессом запоминания определенных сведений, данных на определенный временной промежуток, необходимый для выполнения операции, отдельного акта деятельности. К примеру, в процессе получения результата действия удерживать в памяти необходимо до осуществления промежуточной операции, в дальнейшем они могут быть забыты. Следует выделить важность последнего обстоятельства – утратившую свою значение использованную информацию, помнить нерационально, так как операционная память должна быть заполнена необходимой для текущей деятельности новой информацией [18].
Исследователями выделяются следующие законы памяти: кривая забывания Эббингауза, в рамках этого закона доказано, что особенно интенсивно забывание происходит непосредственно после заучивания и линейной зависимости не имеет; эффект Зейгарника, который определяет, что запоминание незавершенных действий происходит эффективнее в сравнении с завершенными.
Также в работах Г. Эббингауза описан ряд закономерностей процесса запоминания:
простые жизненные события, сопровождаемые сильными, оказывающими впечатление переживаниями запоминаются значительно быстрее, сохраняясь дольше и прочнее;
сложные события, но менее интересные (нейтральные с эмоциональной точки зрения) запоминаются хуже значимых эмоционально;
повышенные концентрация и сосредоточенность  внимания на определенной информации способствуют эффективности процессов воспроизведения и запоминания;
не всегда можно выделить существование однозначной связи между точностью воспроизведения и уверенностью в ней;
в процессе запоминании длинного ряда по памяти эффективнее воспроизводятся его начало и конец;
для осуществления ассоциативной связи впечатлений с их воспроизведением важность представляет знание об их целостности, то есть являются ли они логически связанным целым или представлены разрозненными элементами;
запоминание редких, странных, необычных впечатлений осуществляется эффективнее в сравнении с привычными, банальными.
Исследователями выделено явление реминисценции, представленной более полным и точным воспроизведением материала сохраненного в памяти в сравнении с заученным или запечатленным первоначально [6,с. 84-85]..
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни – опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно безвозвратно утрачивалось [33, с. 342-343].
Таким образом, при осуществлении связей между прошлыми психическими состояниями, настоящими психическими состояниями и процессами подготовки будущих психических состояний, памятью – жизненному человеческому опыту, сообщаются связность и устойчивость, а также обеспечивается непрерывность существования – «Я» человека. Память представляет собой – процессы организации и сохранения прошлого опыта, которые делают возможным его повторное использование в рамках подобного рода деятельности или возвращение в сферу сознательного, она основана на свойстве нервной ткани к изменению под влиянием действия раздражителей, с сохранением в себе следов нервного возбуждения. Первая развернутая концепция памяти была дана Аристотелем в трактате «О памяти и воспоминании». Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и временного промежутка запоминания.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, которые делают возможным его повторное использование в рамках подобного рода деятельности или возвращение в сферу сознательного, она основана на свойстве нервной ткани к изменению под влиянием действия раздражителей, с сохранением в себе следов нервного возбуждения. Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и временного промежутка запоминания;
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным периодом для развития мнемической деятельности, приобретающей большую осмысленность, которая находит выражение в преобладающей произвольности и преднамеренности характера. Непосредственно на углубление понимания материала с целью его запоминания направлены: логическая группировка или классификация материала, с его систематизацией, выделением в тексте главного, обобщением сведений, которые необходимо запомнить;
Дистанционное образование учащихся представлено одной из новых возможностей в современном обучении, предполагая организацию учебного процесса таким образом, чтобы преподавателями разрабатывались учебные программы, главным образом направленные на самостоятельное обучение.
В ходе изучения теоретических аспектов изучения мнемической деятельности в период младшего школьного возраста, нами было сформулировано предположение согласно которому: существуют различия в развитии мнемической деятельности у учащихся младших школьников, обучающихся с применением и без применения электронных средств обучения.
В ходе эмпирического изучения влияния электронной образовательной среды на развитие мнемической деятельности учащихся младшего школьного возраста, с применением теста Амтхауэра (модификация для 3-6 классов Ясюковой), из комплекса психологической диагностики, «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой – субтест 5.
В ходе обобщения результатов исследования особенностей мнемической деятельности у младших школьников, обучающихся с применением электронной образовательной среды нами было выявлено, что вне зависимости от особенностей организации обучения мнемическая деятельность учащихся обладает определенными особенностями развития. Так, в группах учащихся, обучающихся при помощи средств электронного обучения и учащихся в процессе организации обучения которых электронные средства не применяются выявлены как низкий, так средний и высокий уровень развития мнемической деятельности.
При сравнении мнемических особенностей учащихся, значимых различий между развитием мнемической деятельности учащихся занимающихся с применением электронных средств обучения и без него выявлено не было. Гипотеза исследования, согласно которой существуют различия в развитии мнемической деятельности у учащихся младших школьников, обучающихся с применением и без применения электронных средств обучения, не подтвердилась.
По результатам исследования были разработаны рекомендации по развитию мнемической деятельности младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности мнемической деятельности у младших школьников, обучающихся с применением электронной образовательной среды.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!