Особенности межличностных отношений у дошкольников | Пример курсовой работы

Особенности межличностных отношений у дошкольников


Ребенок может быть включенным в группу, может находиться в изоляции. Каждый ребенок сталкивается с ситуацией отвержения. Реагируют все дети по-разному. Можно выделить конструктивные способы реагирования (договориться, попросить, организовать свою игру), и непродуктивные способы выхода из проблемной ситуации (обижаться, плакать, уйти, пожаловаться).
Поведение в случае отвержения со стороны сверстников оценивается следующим образом: неконструктивные способы оцениваются как 1 балл, конструктивные способы как 2 балла. Примеры:
Когда меня не принимают в игру: «я обижаюсь», «я придумываю новую», «я все расскажу воспитателю», «я играю сам с собой», «сержусь», «я иду и занимаюсь своими делами».
Когда ребята что-то делают вместе: «не обижаюсь», «им помогаю», «играю во что-нибудь другое», «прошусь с ними», «спрашиваю, что они делают и если они разрешают, то я присоединяюсь к ним», «обижаюсь».
Ребята, которых не приглашают в совместные игры: «обижаются», «сердятся».
Ответы на предложенные вопросы выявляют субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников. Примеры:
Ребята, которых не приглашают в совместные игры: «Я их приглашаю», , «делаю так, чтобы их пригласили», «я с ними играю», «они плохие», «я иду занимаюсь своими делами» (этот ребенок имеет низкий социометрический статус в группе), «я с ними не дружу».
Когда ребята что-то делают вместе: «Я к ним присоединяюсь», «Я ухожу», «Я не влезаю», «не обижаюсь», «я к ним не лезу», «я попрошусь и присоединюсь к ним». Когда меня не принимают в игру: «они меня всегда принимают», «не принимают, не знаю игр».
7. Степень активности в общении
Активная позиция выражается в том, что ребенок предлагает какой-то вид деятельности и общения, проявляет готовность взять на себя ответственность. Пассивная позиция выражается в отсутствии инициативы и готовности взять на себя ответственность. Активная позиция в общении оценивается в 2 балла, пассивная позиция — 1 балл. Примеры:
Когда ребята собираются вместе, я обычно:
выражение пассивной позиции — «Я тоже», «Я с ними», «Стою с ни-ми», «Сижу и смотрю», «Не знаю»;
выражение активной позиции – «предлагаю поиграть со мной», «вхожу в их компанию».
Когда другие ребята что-то делают вместе, я «прошусь с ними», «тоже играю вместе с ними», «хочу с ними», «я не лезу», «ухожу», «не путаюсь».
Когда меня не принимают в игру «то я ухожу», «грустить», «обижаюсь»; «я придумываю новую», «я все равно играю с ними», «с другими играю».
8. Особенности общения со взрослым
Также данная методика позволяет выявить особенности общения со взрослыми. Склонность ребенка к подчинению, сопротивлению или сотрудничеству со взрослыми.
Ответы на вопросы оцениваются следующим образом: сопротивление – 1балл, подчинение – 2 балла, сотрудничество – 3 балла. Примеры:
Когда взрослые обсуждают мое поведение:
1 балл — «мне нравится, когда не говорят», «пусть не обсуждают», «они меня достали»; 2 балла — «извиняюсь»; «я слушаюсь», «прошу у них прощения»; «я слушаю», «нужно не баловаться»; 3 балла — «я с ними обсуждаю»;
Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать: «я делаю», «я их никогда не слушаюсь».
Данная методика позволяет выявить как возрастные (например, преобладающие мотивы), так и индивидуальные особенности общения.
В семейном воспитании необходимо учитывать психологические особенности дошкольного возраста, его уникальные возможности для развития социальных чувств, связывающих ребенка с другими людьми, для совершенствования свойственных дошкольникам образных форм познания.
Такое всестороннее воспитание ребенка в дошкольном детстве способствует успешному его переходу к школьному образу жизни.
Данная работа посвящена изучению индивидуальных вариантов развития межличностных отношений старших дошкольников.                   
К старшему дошкольному возрасту у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить ему что-то. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. У старшего дошкольника появляются дружеские взаимоотношения и конфликтные, испытывающие трудности в общении.
Также в общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность: дети  приобретают способность сочувствовать другим детям, переживать чужие радости и печали как свои собственные.
Для диагностики межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста мы использовали методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений: это метод проблемных ситуаций и метод наблюдения.
Анкетирование взрослых подтвердило те проблемы, которые были выявлены в процессе анкетирования детей.
Изучив межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что эти отношения зависят от многих факторов, таких как взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.