Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.

Цели и задачи

Цель исследования – выявить особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.

Введение и актуальность


Основной компонент коммуникативных способностей – это общительность в самых разных своих проявлениях. Каждому известны общительные люди, которые могут с легкостью и оперативностью организовать общение. А есть люди, которым свойственна гипертрофированная общительность, делающая их очень назойливыми и утомительными. Такие люди стремятся любой разговор перевести на себя, занять центр коммуникации.
Помимо общительных людей, в жизни можно встретить и малообщительных людей. Они склонны только участвовать в разговоре, не беря на себя активную коммуникативную роль, возлагают ее на своего собеседника. А есть люди, уровень коммуникативности которых чрезвычайно низок, им свойственна крайняя необщительность. С ними находиться в одном обществе достаточно трудно, беседа, в большинстве случаев, не клеится и т.д.
Применительно к педагогическому процессу, общительность выступает не только в качестве личностного, но, по большому счету, в качестве профессионально-личностного качества.
Общительность (в отношении общечеловеческого плана) представляет собой многослойное явление, включающее в себя, целый комплекс компонентов:
коммуникабельность представляет собой способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;
наличие социального родства, т.е. желания находиться в обществе, среди других людей;
тенденции альтруистического характера.
Например, у педагогов, для которых сам факт общения с другими людьми является не свойственным их личностной природе, эта способность не может перейти в профессионально-личностное качество. Такая же характеристика проявляется и у слабых руководителей.
В педагогическом процессе общение – это деятельность постоянная и длительная. Поэтому педагоги, обладающие неразвитыми коммуникабельными способностями склонны быстро утомляться, раздражаться, что, естественно, приводит к затруднениям в их работе.
Социальное родство имеет отношение не просто к временному психическому состоянию, а к устойчивому личностному образованию, которое связанно с профессионально-педагогической направленностью личности.
Общительность как свойство личности, перешедшее в профессионально-личностное качество педагога, способно обеспечить продуктивность общения при педагогическом процессе.
Правомерным является рассмотрение общительности через единство трех основных компонентов:
потребность в общении;
хорошее эмоциональное самочувствие до, во время и после общения;
коммуникативные навыки и умения.
В такой трактовке видно наиболее четкое обозначение собственно профессионально-творческих аспектов общения, несмотря на то, что потребность в общении является общечеловеческим свойством [21, стр. 42].
А.В. Мудриком выделяются такие параметры личности, оказывающие влияние на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия, спонтанность восприятия, определенные социальные установки (к примеру, интерес к самому процессу общения, а не только к его результатам) [7, стр. 207].
Коммуникативные умения представляют собой ориентировку во времени, в партнерах, отношениях и ситуациях.
Необходимо сказать, что общительность обладает ярко выраженной эмоциональной природой, в основе которой находятся коммуникативные и альтруистические эмоции.
К коммуникативным эмоциям относят: желание поделиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.п. Именно наличие таких эмоций и присутствие потребности в их переживании является свидетельством о предрасположенности к педагогическому общению.
Альтруистические эмоции – это желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.п.
Выделяют такие компоненты профессионально-педагогических способностей:
1. Присутствие у педагога устойчивой потребности к систематическому общению с учащимися.
2. Единая взаимосвязь показателей общительности общечеловеческого и профессионального характера.
3. Присутствие эмоционального благополучия на каждом из этапов общения.
4. Продуктивность влияния общения на другие компоненты деятельности педагога.
5. Присутствие способности к достижению эффективной педагогической коммуникации.
6. Обладание коммуникативными навыками и умениями [14, стр. 29].
Совокупность всех этих компонентов представляет собой профессионально-педагогический уровень общительности личности.
Практически все педагогические способности в определенной степени имеют отношение к коммуникативной деятельности педагога.
Перечислим их:
Дидактические – это способность преподнести учащимся материал; раскрыть его как можно более доступно, ясно, просто и понятно; вызвать неподдельный интерес к нему, возбудить у учащихся активную самостоятельную мысль.
Организаторские.
Способность к непосредственному эмоционально-волевому воздействию на учащихся.
Перцептивные – способность к проникновению в психику учащегося, проявление педагогической наблюдательности.
Экспрессивные – способность к ясному и четкому выражению мыслей и чувств посредством речи, мимики и пантомимики.
Коммуникативные – установление правильных взаимоотношений, проявление педагогического такта, требовательности и осуществление эффективного подхода к учащимся.
Академические – способности относительно определенной области знания, науки.
Личностные – склонность к выдержке, настойчивости, терпению и т.п.
Педагогическое воображение – уметь предвидеть последствия предпринимаемых действий, способность к проектированию личности учащегося.
Наличие достаточно высокой степени распределения внимания.
Но следует заметить, что все эти способности сводятся на нет, при условии отсутствия у педагога главного – любви к детям, желания участвовать в общении и работе с ними.
Коммуникативная сторона общения в педагогическом процессе всегда должна иметь организационный характер. Это объясняется наличием специфической направленности личности – психологической готовности к осуществлению организаторско-коммуникативной деятельности. Готовность педагога к общению – это важнейшее условие осуществления всех других профессиональных способностей педагога.
На профессиональном уровне коммуникативное общение в педагогическом процессе осуществляется достаточно непросто.

Заключение и вывод


Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимодействия между людьми, осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). Речь как средство общения одновременно выступает источником информации и средством воздействия на собеседника.
Отправляя информацию своему оппоненту, собеседник использует специфические слова, фразы, мимику, жесты. На основе этого, между передающим и получаемым, устанавливается контакт. Эффективность коммуникации определяется способностью получателя к расшифровке передаваемого сообщения. Если получатель затрудняется в расшифровке одной из сторон сообщения (содержание, личностное отношение, информация и сущность дела), то возникает непонимание между собеседниками.
Иными словами коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущий к взаимному взаимодействию партнеров по общению.
В педагогическом процессе коммуникативная сторона выступает неотъемлемой частью общения между педагогом и учащимся. Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса как общения, взаимосвязи, сотрудничества на основе приема, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений.
Признаками коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе являются:
1. Наличие единой цели как осознаваемого и планируемого результата.
2. Четкое распределение функциональных обязанностей между педагогом и учащимся.
3. Возникновение общения.
Условиями эффективности коммуникативного общения в педагогическом процессе являются:
• осуществление в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни учащегося – семье, школе, во внешкольных учреждениях;
• сопровождение воспитанием отношения к высшей ценности;
• обеспечение усвоения необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
Коммуникация – это сложный процесс, эффективность которого зависит от умения педагога организовать общение с обучаемым. Педагог как главное действующее лицо по организации педагогического процесса, должен обладать коммуникативными умениями и способностями, как важной составляющей его профессионального мастерства.
Основной компонент коммуникативных способностей – это общительность. В условиях педагогического процесса, она выступает не только в качестве личностного, но, по большому счету, в качестве профессионально-личностного качества.
В случае стихийного формирования межличностного взаимодействия «педагог-учащийся» возможно возникновение частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях с учащимся (группой или целым классом), падение дисциплины, снижение успеваемости, нежелания учиться, психических травм и невосполнимых потерь в нравственном воспитании. И, как следствие этого, в ряде случаев появляется отклоняющееся от социальных норм поведение учащихся.
Многообразие возможных трудностей в налаживание взаимодействия в учебном процессе требует от педагога поиска оптимальных путей коммуникации.
Главное для педагога во взаимоотношениях с учащимися – это построение комфортного и гуманистического коммуникативного взаимоотношения. Педагог должен постоянно осознавать, что ученик – полноправный участник процесса взаимодействия. Педагога и учащегося должны связывать субъект-субъектные отношения. Грамотно построенное взаимодействие педагога с учащимися в дальнейшем избавит последних от множества комплексов и барьеров в общении. Для создания оптимального процесса межличностного взаимодействия педагогу необходимо, прежде всего, совершенствовать свою личность; знать возрастные особенности учащихся, чтобы не допускать конфликтной обстановки; индивидуально подходить к каждому ребенку, к каждой ситуации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ