Особенности использования дидактических игр в процессе умственного развития младших школьников | Пример курсовой работы

Особенности использования дидактических игр в процессе умственного развития младших школьников

Цель исследования – теоретически и практически обосновать влияние дидактических игр на умственное развитие младших школьников.

К одному из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста относится игра. В процессе игры у детей развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Особое внимание в рамках развития детей младшего школьного возраста отводится дидактической игре.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка [8, с. 44].
По мнению А.Ф. Ануфриева, ребенок в игре создает новые образы, опираясь на элементы, взятые из окружающего мира [1, с. 65].
Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы. В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память.
В педагогической литературе выделяет огромное количество дидактических игр, направленных на умственное развитие детей младшего школьного возраста:
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что умственное развитие детей младшего школьного возраста отличается тем, что в указанный возрастной период дети ориентирован на интенсивное исследование окружающего мира с акцентом на развитие мышления.
Дети младшего школьного возраста формируют умения анализировать, сравнивать информацию, обобщать данные, при этом процесс мышления опосредован учебной деятельностью, выступающей основой для дальнейшего умственного становления детей.
В процессе умственного развития особое внимание уделяется применению дидактических игр, что детерминировано потенциалом данного вида игр, содержательностью, огромным развивающим потенциалом для детей.
Во второй части нашего исследования описана разработанная нами и проведенная опытно-экспериментальная работа по умственному развитию детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр.
В исследовании принимало участи 20 детей младшего школьного возраста (9 девочек и 11 мальчиков).На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование исходного уровня умственного развития детей младшего школьного возраста. На данном этапе было определено, что дети младшего школьного возраста имеют в основном низкий показатель по все методикам, при это были выявлены дети, которые не смогли справиться с заданиями. Далее был организован и проведен формирующий эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной группы. Нами была разработана система работы по умственному развитию младших школьников в процессе применения дидактических игр.
Система работы базировалась на четырех этапах:
I блок – подготовительный.
В рамках данного блока создавалась атмосфера, направленная на совместную работу педагога и детей.
II блок – разработка методов работы. Разработка игровой деятельности для детей.
III блок – реализация подготовленного материала. Реализация подготовленных игр и заданий.
IV этап – заключительный. Закрепление полученного результата через самостоятельную деятельность детей.Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень умственного развития младших школьников. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы по умственному развитию детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цель и задачи исследования были достигнуты.
Цель исследования – теоретически и практически обосновать влияние дидактических игр на умственное развитие младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!