особенности и перспективы реализации антимонопольной политики в России | Пример курсовой работы

особенности и перспективы реализации антимонопольной политики в России

Цель работы: Рассмотреть особенности и перспективы реализации антимонопольной политики в России.

Опыт общественного развития в России и странах зарубежья показал необходимость вмешательства государства в экономические процессы, для того, чтобы согласовать интересы всех участников и найти наилучшие пути прогресса общества. Ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции выражается в антимонопольной политике.
Антимонопольная политика – это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий, уменьшение недобросовестной конкуренции, снижение административных барьеров и т.д.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана.
Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. Осуществление антимонопольной политики в России до недавнего времени было невозможным: российская экономика приняла от советской высокий уровень концентрации производства во многих отраслях. Только в 90-х годах 20 века антимонопольная проблема стала одной из главных тем в прениях о переходе экономики России к рынку.
Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
Проведение антимонопольной политики стало необходимостью для экономики страны. Антимонопольное законодательство в России стране слабо воздействует на все сферы экономики, потому что широкое изучение проблематики антимонопольного регулирования начинается только сейчас.
К проблемам антимонопольного регулирования можно отнести:
• чрезмерную продолжительность судебных процессов по антимонопольным делам; • огромные проблемы с определением мер, предотвращающих негативные последствия монополизации;
• большие издержки разграничения слияний, которые увеличивают эффективность использования ресурсов и слияний, ограничивающих конкуренцию;
• трудности, связанные с осуществлением мер антимонопольного регулирования;
• большое влияние политики на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства;
• узкое поле для антимонопольной политики.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений, к ним относятся: стимулирование предпринимательства, развитие конкуренции, организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.
Специалисты в вопросах антимонопольной политики выявляют следующие причины невысокого уровня развития конкуренции в России:
• приватизация не привела к возникновению таких собственников, заботящихся о развитии своей организации, а не о максимизации прибыли
• принудительная реорганизация предприятий не была использована в полной мере
• малый бизнес не смог получить должного развития.
В большинстве стран малый бизнес является одной из основ формирования конкурентной среды. У малого бизнеса большие возможности маневрирования, низкие операционные расходы, у служащих высокое чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях высоких рисков малый бизнес не перестают вовлекать инновации которые затем смогут быть отданы на тиражирование более крупному промышленному бизнесу.
Если рассмотреть опыт зарубежных стран, то можно увидеть, что увеличение доли малых организаций в общем числе хозяйствующих субъектов приводит в уменьшению уровня безработицы и развитию конкуренции.
Но, к сожалению, на сегодняшний день рост числа таких предприятий уменьшился, так как они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
Меры антимонопольной политики в России определяются спецификой монополистических отношений в экономике.
Обычно используются такие правовые средства, как:
а) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают главные положения на товарном рынке. Если положение фирмы является доминирующим, то устанавливается особый государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности этого хозяйствующего субъекта;
б) принятие определенных мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, если таковые занимают доминирующее положение на товарном рынке.
Меры по реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта осуществляются при данных условиях: – возможности организационного, а так же территориального обособления предприятий, структурных подразделений или единиц; – отсутствия технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений, а так же структурных единиц;
в) Государственный контроль как за реорганизацией, так и ликвидацией хозяйствующих субъектов.
Подводя итоги, можно назвать антимонопольную политику России важным атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях существование монополии является необходимым, но за этими процессами должен осуществляться строгий контроль со стороны государства.
Стоит так же отметить, что свободный рынок не способен быстро заменить отраслевую монополию, которая складывалась десятилетиями, так как утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а сложный и долгий процесс.
Монополия представляет собой рыночную структуру, противоположную совершенной конкуренции. В целом монополии несут негативные последствия для экономического развития страны, связанные с нарушением конкурентного механизма, который служит стимулом и катализатором экономических процессов. Особое внимание государство должно обращать на искусственно созданные монополии, функционирование которых недопустимо. Что касается естественных монополий, то они должны находиться под неусыпным взором властей.
В настоящее время антимонопольное регулирование выступает существенной частью экономической политики любого государства. Антимонопольное регулирование можно определить как деятельность государства по защите прав потребителей, недопущению монополизации отдельными хозяйствующими субъектами тех или иных видов производства. Фактически антимонопольное регулирование означает совокупность мер экономического, административного и законодательного характера со стороны государства для стимулирования рыночной конкуренции и недопущения чрезмерной монополизации рынка.
На Западе антимонопольное законодательство хорошо разработано и весьма действенно. Государство активно способствует созданию проконкурентной среды, в частности за счет поддержки малого и среднего предпринимательства, развития частной инициативы. Тем не менее, между американским и европейским антимонопольным законодательством существует значительная разница:
1. американское антимонопольное законодательство в большей степени направлено против монополий в лице структурной единицы;
2. европейское антимонопольное законодательство направлено не на устранение самой монополии, а на противодействие негативных последствий рыночной власти монополий.
Достаточно высокая степень монополизации российского рынка является преимущественно следствием существования командной экономики в советское время. В последнее время антимонопольное законодательство РФ совершенствуется, в том числе используя опыт зарубежных стран в этой сфере. Антимонопольное законодательство ориентировано на создание конкурентной среды и борьбу с монополизацией рынка. Антимонопольное законодательство РФ основывается на статьях Конституции, Гражданском кодексе. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции». Принципы антимонопольного законодательства в первую очередь находят отражение в восьмой статье Конституции РФ, благодаря которой на законодательном уровне регламентируется главный экономический принцип – это свобода рыночных отношений, т.е. конкуренции. Также статья 34 гласит, что Конституцией запрещается деятельность, которая направлена на монополизацию ведения бизнеса.
В свою очередь, 74 статья Конституции устанавливает, что территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Этот детерминант и установка являются необходимыми условиями для поддержки добросовестной конкуренции. Законодательство Российской Федерации устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов. Согласно правилам, устанавливается два уровня законодательства: федеральный уровень, а также на уровне субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.
К сожалению, законодательство РФ, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далека от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Но антимонопольные законы имеют много подводных камней, которые влекут за собой большие последствия не только конкретно одному предприятию, но и всей экономике государства в целом.
Российская антимонопольная политика находится в глубоком кризисе. ФАС России ежегодно возбуждает свыше 10 тыс. антимонопольных дел – выше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Свыше 80% дел, за минусом дел в отношении госорганов, ориентировано против малого и среднего бизнеса. И если в США до 90% штрафов налагается на иностранные компании, т.е. конкурентов американского бизнеса, то в России эта цифра не превышает 1%.
Таким образом, вал антимонопольных дел не улучшает, а ухудшает конкуренцию. Проще говоря, ФАС очень часто бьет по своим. Все крупные слияния последних лет ФАС одобряет, то есть санкционирует дальнейшую монополизацию нашей экономики. В этой связи предстоит сделать еще немало шагов по совершенствованию антимонопольного законодательства в РФ. Можно выделить следующие ключевые направления совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ:
1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав
собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);
2) улучшение конкурентной среды;
3) совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;
4) повышение эффективности особых экономических зон.
Цель работы: Рассмотреть особенности и перспективы реализации антимонопольной политики в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

12 + 12 =