особенности гражданско-правовой защиты прав потребителей товаров | Пример курсовой работы

особенности гражданско-правовой защиты прав потребителей товаров

Целью курсовой работы является исследование особенностей гражданско-правовой защиты прав потребителей.

По делам о защите прав потребителей необходимо также учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 “О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей”, а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей является целостной системой, включающей в себя различные нормативно-правовые акты, направленные на защиту прав потребителей и определяющие правовой механизм их реализации.
В настоящее время назрела насущная необходимость системно модернизировать отечественное законодательство о защите прав потребителей. В научной юридической литературе сегодня активно обсуждается Концепция развития гражданского законодательства. В частности, обсуждается проблематика формального плана, касающаяся правовых норм, в том числе и их системности. Так, требуется уточнение места Закона «О Защите прав потребителе» в системе нормативных правовых актов. В данном случае следует изменить выработанный в судебной практике подход к решению вопроса о соотношении ГК, Закона «О защите прав потребителей» и иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения с участием потребителей. В настоящее время иерархия указанных актов выглядит так (в порядке убывания юридической силы):
Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.
В ходе данной работы четко прослеживается тот факт, что на сегодня ФЗ “О защите прав потребителей” остается наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.
Законодательство о защите прав потребителей – это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей. В представленной курсовой работе мы исследовали историю становления законодательства о защите прав потребителей, убедившись в том, что его активное развитие в нашей стране началось только после распада СССР и формирования нового государства с рыночной экономикой. В работе обсуждается вопрос модернизации существующего гражданского законодательства, рассматриваются разные подходы к концепции развития гражданского законодательства, говорится о необходимости систематизации разрозненных норм права в этой сфере.
Данная курсовая работа наиболее полно раскрывает основные понятия, используемые в законодательстве о защите прав потребителей – «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец», определяет их основные отличительные черты. Целью определения сферы действия Закона рассмотрены свойства такого субъекта правоотношений как потребитель. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Во второй главе рассмотрены основополагающие права потребителей:
– Право потребителя на надлежащее качество товара (состав понятия качества товара, способы определения качества, последствия продажи товара ненадлежащего качества);
– Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды (государственные стандарты, мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей, сертификация);
– Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) (необходимая и достоверная информация, требования к содержанию информации).
В третьей главе рассмотрена судебная защита прав потребителей. Законодатель предоставил потребителю достаточно разнообразный механизм защиты своих прав.
Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного Законом, и подлежащего судебному рассмотрению. Исковое заявление потребителя может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т.п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т.п.
Сегодня у потребителей есть возможность обращаться за защитой своих прав не только в суды общей юрисдикции, но и в третейские суды. Однако этот вид защиты мало изучен и не доведен до сведения потребителя. Кроме этого, существует некоторая правовая неопределенность в части предоставлении льготы потребителю по третейскому сбору и вопроса о механизме реализации потребителем права выбора суда. Предложено обратить внимание на указанный вопрос и регламентировать защиту прав потребителей в третейских судах.
Анализ защиты прав потребителей в сфере оказания услуг позволил изучить уровень ответственности за нарушения потребительских прав. Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом части имущества. Необходимо отметить, что законодательство об ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение.
В ходе данной работы подробно раскрыто содержание отдельных способов и форм защиты прав потребителей. Рассмотрены такие способы защиты прав как возмещение убытков, неустойки, компенсация морального вреда. В вопросе о возмещении неустойки поднимается проблема определения цены неустойки. В вопросе компенсации морального вреда поднимается проблема отсутствия единого подхода судов при определении размера компенсации.
Выводы, изложенные в данной работе, позволили осуществить основную цель работы – исследование особенностей гражданско-правовой защиты прав потребителей.
Оценивая достигнутый уровень работы, можно сделать вывод о том, область защиты прав потребителей имеет дальнейшие перспективы создания систематизированного законодательства и устранения многих спорных вопросов в этой сфере.
Целью курсовой работы является исследование особенностей гражданско-правовой защиты прав потребителей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!