особенности формирования рыночной экономики в России | Пример курсовой работы

особенности формирования рыночной экономики в России

Цель данной работы – изучить особенности формирования рыночной экономики в России.

Тема этой работы может быть самой важной в определении будущего России в последующие годы. Хорошо известно, что российская экономика в последнее десятилетие в значительной степени зависела от экспорта нефти и газа (около 50% общего экспорта), нефтепродуктов, металлов и древесины. Дело не в том, что Россия не производит ничего другого – хорошо, российское оружие довольно популярно во всем мире, – но другие продукты российской промышленности в основном потребляются на внутреннем рынке, например, производство нескольких автомобильных заводов, построенных в России компаниями Ford, Toyota , Nissan и т. д. Действительно, в автомобильной промышленности было много иностранных инвестиций в Россию, тогда как во многих других секторах экономики, таких как металлургия, переработка нефти и химия, были значительные внутренние инвестиции. Тем не менее, большая часть этого промышленного роста и модернизации зависела от поступающих нефтедолларов и дешевых кредитов западных банков, что позволило покупать машины и оборудование (50% российского импорта) и финансировать крупные проекты.
Развитие рыночной экономики в современной России берет свое начало в 1991 г. с изменением экономического строя с административно-хозяйственного на рыночные рельсы. Далее в 2008-2009 годах, во время первой волны мирового финансового кризиса, поток дешевых займов прекратился, и цены на нефть упали, что привело к падению ВВП в 2009 году примерно на 8%. Однако экономика восстановилась довольно быстро благодаря крупным финансовым резервам, активные действия правительства, а затем и относительное восстановление экономики ЕС (основного торгового партнера России) и возврат цены на нефть до докризисного высокого уровня. Тем не менее темпы экономического роста в России замедлились с типичных 6-8% до кризиса до 3-3,5% за последние пару лет.
За первые три месяца 2019 года в условия продолжающихся санкций западных стран, инициированных США наблюдалось замедление темпов роста российской экономики. Причины очевидны: в настоящее время цены на нефть остаются неизменными, и по прогнозам, экономика ЕС будет близка к нулевому или отрицательному росту, поэтому экспорт в ЕС снижается. Но есть и внутренние причины: несмотря на кризис, зарплаты в бюджетном секторе (армия, полиция, здравоохранение, образование) и пенсии в России значительно выросли за последние несколько лет (что было частью стратегии Путина В.В.). Это хорошо для многих простых россиян, но, по мнению многих экспертов, более дорогая рабочая сила также делает экономику менее конкурентоспособной. В настоящее время у правительства России есть амбициозные планы, в том числе программа перевооружения армии стоимостью 1 трлн долларов, модернизация здравоохранения, восстановление авиационной промышленности и множество инфраструктурных проектов – и, конечно же, она хочет уменьшить зависимость от нефти и газа и диверсифицировать экономику. Но важно ответить на вопрос, как получить триллионы долларов, необходимых для этого, учитывая нынешнюю финансовую ситуацию.
Один из возможных ответов можно найти в статье Сергея Глазьева, влиятельного русского академика-экономиста и ближайшего советника президента Владимира Путина.
Кратко изложим ключевые моменты статьи Глазиева с небольшими дополнениями
1) Ключом к экономическому развитию России является широкое государственно-частное партнерство.
2) Необходим новый общественный договор между государством и частным бизнесом.
3) В рамках этого контракта государство, как ожидается, сократит коррупцию, предоставит более дешевые кредиты и снизит тарифы на электроэнергию. Ожидается, что бизнес начнет действовать более ответственно, следуя поставленным государством задачам.
4) В области рынка капитала государство применяет одноразовую налоговую амнистию в капиталы, возвращенные из оффшорных зон (например, на Кипре – это банковский крах уже привел к тому, что миллиарды российских денег вернулись в Россию, так как Европа начала анти-оффшор кампании, ожидается, что больше российских денег вернется домой). Государство предоставляет более доступные долгосрочные кредиты предприятиям. Бизнес, в свою очередь, должен де-офшоризовать свои капиталы и использовать внутренние источники финансирования. Возврат российских объектов недвижимости в российскую юрисдикцию необходим для обеспечения обязательств по кредитам и укрепления внутренней финансовой системы.
5) В области налогообложения государство значительно снижает или даже отменяет налог на добавленную стоимость (в настоящее время 18%) и отменяет налоги на исследования и разработки. Бизнес останавливает незаконные или полулегальные операции за рубежом (в попытке платить меньше налогов) и делает свои финансовые операции более прозрачными.
6) В области ценовой политики и монополий государство снижает рост тарифов на энергию и транспорт (государство в настоящее время контролирует энергетический рынок и железные дороги), делает доступ к товарам и услугам государственных монополий более равноправным и открытым. Бизнес делает ценообразование более прозрачным.
7) В области таможенного дела государство модернизирует таможенное управление и предоставляет особый торговый статус ответственным предприятиям. Бизнес перестает использовать серию схем импорта.
Помимо этой программы, представленной Глазиевым, похоже, что государство также может хотеть увеличить экономический рост с помощью крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство новых высокоскоростных дорог или, возможно, высокоскоростных железных дорог. В правительстве широко говорят о том, что инфраструктурные проекты должны финансироваться за счет средств пенсионных фондов, которые считаются оптимальным распределением накопленных капиталов пенсионеров.
Все это означает, что российское правительство, похоже, ставит перед собой цель создать сильную внутреннюю рыночную модель, способную предоставлять кредиты и инвестиции для экономического развития, используя внутренние (де-офшорские), а не внешние финансовые ресурсы. Это означает новую экономическую модель в России по сравнению с моделью, которая существовала в 1999-2012 годах.
Для эффективной реализации задач, обеспечивающих переход страны на инновационный путь развития успешной рыночной экономики, требуется формирование и развитие механизмов по многостороннему развитию между бизнесом, органами власти государства, образовательными и научными организациями, организациями гражданского общества.
Федеральные органы исполнительной власти для этого будут постоянно проводить общественно-государственные консультации, связанные с вопросами разработки инновационной и научно-технической политики государства и ее реализацией, оценкой степени эффективности от реализации программ бюджета, развитием в области инноваций частно-государственного партнерства. Особая роль при этом будет отведена взаимодействиям между государством и институтами гражданского общества, объединениями предпринимателей, которые обеспечивают формирование условий для наиболее эффективного общественно-государственного и частно-государственного партнерства.
Координация между организациями гражданского общества и государством станет осуществляться наиболее значимыми механизмами, которыми является создание консультативных советов, в которых будут участвовать общероссийские объединения предпринимателей, отраслевые бизнес-ассоциации и профессиональные объединения, представители образовательного и научного сообщества, экспертные и благотворительные ассоциации. Созданы эти советы будут при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям и при основных федеральных органах исполнительной власти (ведомства-координаторы): Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторге России, Минспорттуризме России.
Такие консультативные советы будут участвовать в разработке и экспертизе программ государства в области техники, науки, инноваций, подпрограмм и целевых федеральных программ включая и оценку степени эффективности их реализации.
Благодаря формированию механизмов координирующих деятельность по поддержке инноваций всеми основными заинтересованными сторонами появится возможность с наибольшей эффективностью использовать государственный потенциал, потенциал организаций гражданского общества и бизнеса в данной области.
Большему числу промышленных российских предприятий необходима глубокая реструктуризация, пересмотр стратегии их развития при разработке бизнес -плана и инвестиционной программы. Наиболее часто понимать необходимость проведения реструктуризации руководители предприятий начинают после безрезультатного поиска инвестиций. Необходимость разработки реструктуризации обуславливается изменчивыми внешними условиями, сложным микроклиматом предприятий машиностроительной отрасли и иными многочисленными факторами. Необходимо чтобы реализация касалась всех сфер деятельности предприятия без исключений. То есть специалистами должен быть создан новый будущий облик предприятия, имеющий все необходимые аспекты: структуру основных фондов, квалифицированный состав кадров, оборудование. Необходимо также включение в сценарий перехода от положения на данный момент к желаемому конечному результату. Продуманность каждого этапа: варианты переоборудования, система закупа и сбыта, уровень кооперации производства, учет издержек, управление, компоновка производства и т.д. Главной целью реструктуризации в конечном итоге является создание максимально оптимальных условий прибыльности деятельности промышленного предприятия, благодаря чему происходит повышение экономического уровня в целом отрасли.
Цель данной работы – изучить особенности формирования рыночной экономики в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!