Особенности формирования Пенсионного фонда Российской Федерации | Пример курсовой работы

Особенности формирования Пенсионного фонда Российской Федерации

Целью данной работы является исследование текущего состояния Пенсионного Фонда РФ и перспектив его дальнейшего развития.

Постоянно усиливающаяся зависимость бюджета ПФР от федерального бюджета характеризуется неспособностью ПФР обеспечить покрытие расходов, связанных с выполнением обязательств по выплате пенсий за счет собственных средств, что позволяет сделать выводы о наличии дефицита бюджета Пенсионного фонда. Проблема финансовой несамостоятельности пенсионной системы за период 2000–2013 гг. непосредственно связана с недостатком собственных средств бюджета на выплаты трудовых пенсий, что составляет около 80 % общего объема расходной части ПФР
Расходы на выплату трудовых пенсий постоянно увеличиваются в среднем на 25 % в год (с ростом числа пенсионеров в среднем на 1,3 % в год и увеличением средней пенсии в среднем на 23 % в год), тогда как значение собственных средств Фонда изменяются не так стремительно.

Рис 2.1.Бюджет Пенсионного Фонда РФ
Максимальное значение дефицита собственных средств на выплату трудовых пенсий было в 2013 г. — 1,4 трлн р., вследствие присоединения базовой части трудовой пенсии к ее страховой части. Уже в 2014 г. произошло увеличение тарифа с 20 до 26 % и значение дефицита собственных средств на выплату трудовых пенсий сокращается на 38 %, по сравнению с предыдущим годом. На 2015 г. дефицит в данной части увеличивается на 23 % по сравнению с 2014 г. по причине снижения тарифа страховых взносов в ПФР с 26 до 22 % и составляет 1,1 трлн р.
Дефицит пенсионной системы имеет разные источники своего формирования: страховой дефицит заключается в недостатке собственных средств Фонда на выплату всех видов трудовых пенсий; дефицит целевых федеральных трансфертов на финансирование нестраховых функций (государственного пенсионного обеспечения, материнского капитала, ежемесячных денежных выплат пенсионерам и т. д.), которые выполняет Пенсионный фонд по поручению Правительства РФ.
С помощью элементов корреляционного анализа можно определить, какие факторы в большей степени оказывают влияние на состояние бюджета Пенсионного фонда России. Связь результативного и факторного признака можно определить с помощью частного коэффициента корреляции, который измеряет тесноту линейной связи между отдельным фактором и результатом при устранении воздействия прочих факторов.12
Анализ парных коэффициентов корреляции, полученных с помощью программного пакета Statistica, выявил, что на доходную часть бюджета ПФР в большей степени оказывает размер среднемесячной номинальной заработной платы.
Самый большой темп роста заработной платы (45,7 %) наблюдался в 2001 г., что вызвано началом экономического роста в стране. В 2009 г. уровень среднемесячной номинальной заработной платы увеличился только на 7 %, вследствие глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. На 2015 г. значение среднемесячной номинальной заработной платы по России составляет 26629 р., что на 14 % выше значения предыдущего года.
Самая высокая заработная плата наблюдается в Дальневосточном (33584 р.), Центральном (32466 р.) и Уральском (31598 р.) федеральных округах (ФО).
Минимальное значение данного показателя наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе — 16725 р. На расходную часть бюджета сильное воздействие оказывает средний размер назначенных пенсий, между данными показателями существует прямая функциональная связь.
Основной проблемой, влияющей на сбалансированность бюджета, а именно на наличие дефицита собственных средств на выплату трудовых пенсий, является демографический кризис. Начиная с 2006 г., численность населения трудоспособного возраста неизменно сокращается в среднем на 0,8 %. Минимального значения за анализируемый период показатель достигает в 2012 г., когда численность трудоспособных граждан составляет 60,1 % от общей численности населения страны. В России очень высокий уровень демографической старости, который постоянно увеличивается. Если в 2000 г. уровень демографической старости был на уровне 20,4 %, то в 2012 г. данный показатель достигает значения 23,1 %. Также демографический кризис характеризуется соотношением числа работающих граждан и численности пенсионеров13
Почти 30% россиян получают пенсию, что делает систему пенсионного страхования важнейшим гарантом социального благополучия общества. Существующая пенсионная система является обременительной для государства, в 2014 году расходы ПФР на пенсионное обеспечение составили 5,4 трлн рублей. Это почти на 161,6 млрд рублей больше, чем в 2013 году [4].
На рисунке отражена положительная динамика роста пенсионных выплат. Прослеживается более быстрый рост показателя размера пенсий после преодоления кризисных явлений, что говорит о грамотной и рациональной работе системы управления пенсионным страхованием. Согласно официальным источникам с 2000 по 2015 год пенсии выросли более чем в 10 раз, с учетом инфляции – примерно в 5 раз. Но при этом, несмотря на увеличение пенсии на протяжении 1999–2015 гг., граждане все равно выражают недовольство, связанное с пенсионными выплатами.

Подведем общие итоги по всей работе и сделаем выводы:
Промежуточные результаты пенсионной реформы весьма противоречивы. С одной стороны, проведены масштабные изменения в структуре пенсионной системы, налажена связь между ее институтами, внедрены страховые и накопительные принципы. С другой стороны, даже поверхностная оценка результатов пенсионной реформы по наиболее очевидным критериям показывает, что задачи пенсионной реформы не были решены полностью и требуют значительной дальнейшей работы.
Следствием данных проблем является то, что повышение уровня жизни пенсионеров — объективное достижение последних лет — стало возможным не столько благодаря повышению эффективности функционирования пенсионной системы в результате реформы, сколько за счет все более существенных денежных вливаний из федерального бюджета.
Такое положение вещей лишает Пенсионный фонд финансовой независимости и противоречит идейным основам пенсионной реформы, сводя, в конечном счете, пенсионное страхование к государственному бюджетному пенсионному обеспечению.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами
Пенсионный Фонд РФ имеет три ветви в своей структуре:
1.Центральный аппарат Пенсионного Фонда РФ
2.Отделения Пенсионного в субъектах РФ
3.Управление Пенсионного Фонда РФ в городах и районах
Пенсионный Фонд РФ, как было выяснено, является структурным механизмом, в основе деятельности которого лежит функционально-целевые обязанности.
Степень устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР в краткосрочной и долгосрочной перспективе весьма далека от желаемого значения. Разбалансированность бюджета ПФР и усиление его финансовой зависимости, в первую очередь от федерального бюджета, является следствием бюджетно-налоговой политики, ориентированной на снижение налогового бремени на работодателей без адекватной компенсации выпадающих доходов бюджета иными источниками
Постоянная необходимость покрытия дефицита вызывает потребность увеличения трансфертов из федерального бюджета и усиливает финансовую зависимость ПФР от решений правительства
Безусловно, пенсионная система не может формироваться и функционировать независимо от внешних по отношению к ней факторов, таких как демографические, макроэкономические и социально-трудовые. Некоторые из этих факторов в текущих условиях являются дестабилизирующими для пенсионной системы. Поэтому управление пенсионной системой не может проводиться вне контекста социальной, экономической, демографической и правовой политики государства.
Следует отметить, что одним из положительных результатов проводимой пенсионной реформы стало существенное увеличение уровня пенсионного обеспечения.
На основании всего вышеизложенного можно сказать о том, что тематика работы раскрыта, а задачи, поставленные перед написанием работы успешно выполнены.
Целью данной работы является исследование текущего состояния Пенсионного Фонда РФ и перспектив его дальнейшего развития.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!