[rank_math_breadcrumb]

Особенности эмоционального интеллекта у современной молодежи

Цель исследования: выяснить особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте.

Относительно ограниченного потенциала лобной коры в процессе руководства эмоциями И.П. Павлов говорил, что кора — это зрячий карлик на плечах слепого великана. Любая эмоция является по сути сложной интегрированной психофизиологической системы (состояние), в структуру которой входят специфические выражения подсистем.
Согласно концепции Н.Д. Левитова, всякое состояние представляет собой как переживание субъекта, так и деятельностью разнообразных его функциональных систем.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: эмоции — это весьма существенный компонент часть сложной многоэлементной структуры способностей, отнесенных группой исследователей к эмоциональному интеллекту.
М. Ка де Ври обозначает три элемента эмоционального интеллекта, которые являются основой эмоциональных возможностей: возможности активно слушать, распознавать неречевую коммуникацию и приспосабливаться к широкому спектру эмоций.
Д. Гоулман обозначает четыре основных элемента эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатия, и навыки отношений. Самоконтроль — это результат самосознания. Человек, для которого типично данное свойство, имеет возможность руководить эмоциями (речь идет о внешних проявлениях эмоций).
Навыки отношений или социальная компетентность — это умение налаживать взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы было выгодно для обеих сторон. Эмпатия — еще одна составляющая эмоционального интеллекта, как пишет Д. Гоулман, «это способность «вживания» в другого. Если Вы способны «впрыгнуть» в шкуру собеседника и лучше, чем он сам мог бы это выразить, понять, чего же он от Вас ждет, — успех обеспечен».
Следует сделать акцент на том, что в наиболее разработанной форме эмоциональный интеллект описан в модели, созданной Д. Гоулманом, Э. Макки и Р. Бояцисом, в которую входит 18 компетенций, разделенных на четыре блока: самосознание (распознает внутренние состояния, предпочтения, ресурсы и интуиция), самоорганизация (координирует внутренние состояния, импульсы и ресурсы), социальная чуткость (демонстрирует то, как человек руководит собственными отношениями и осознанием эмоций, потребностей и проблем других), координацию взаимоотношений (навык и опыт в стимулировании желательных реакций).
Рассматривая определение эмоционального интеллекта, Д. Гоулман предложил включить еще один компонент в состав индивидуальности — физиологический уровень, который демонстрирует результаты исследований психологических состояний и поведения в психо- и нейрофизиологии (роль нервной и эндокринной систем организма) [6].
Интеграция физиологического уровня с психологическим и поведенческим содействует более глубокому и качественному пониманию поведения человека. Например, базой сильной мотивации является как непосредственно мотив, так и активация автономной нервной системы. Когда сильный мотив подавляется высоким уровнем самоконтроля, человек начинает испытывать стресс, растущий в процессе усиления возбуждения симпатической нервной системы.
Соответственно, проблема эмоционального интеллекта, образовавшаяся на пересечении психологии мышления, психологии эмоций, психофизиологии, указывает на увеличивающуюся необходимость изучения взаимодействия психических процессов и воздействия данного взаимодействия на функционирование личности. И если в психологической науке в течение продолжительного периода преобладала аналитико-когнитивная парадигма исследования психических процессов, делающая акцент на познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов как относительно независимо и автономно функционирующие системы, то в настоящее время сформировалась необходимость дополнить ее регулятивно-синтетической парадигмой, т.е. перейти от аналитического подхода к синтетическим установкам на изучение процессов, являющихся одновременно и когнитивными, и регулятивными. С этой точки зрения эмоциональный интеллект является одновременно когнитивным и регулятивным феноменом.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоционального интеллекта является весьма значимым для личности. Эмоциональный интеллект является фактором, позволяющим эффективно осуществлять коммуникацию и взаимодействие человека с окружающими, а также понимать собственные эмоциональные состояния и адекватно реагировать на них, справляться и контролировать свои эмоции, не допуская чрезмерной их интенсивности. Некоторые авторы считают, что эмоциональный интеллект имеет такое же значение, как и обычный интеллект в общепринятом понимании данного слова.
В первой главе данного исследования были рассмотрены теоретические аспекты понятия «эмоциональный интеллект», а также возрастные и психологические особенности юношеского возраста.
Во второй главе были рассмотрены основные направления исследования эмоционального интеллекта, а также проанализированы результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта юношей и девушек.
Интенсивное исследование категории эмоционального интеллекта началось в конце прошлого века. На данный момент сложилось дифференцированное представление о его структуре. Эмоциональный интеллект может быть межличностным и внутриличностным и включает в себя такие аспекты, как идентификация эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями.
Однако гендерные аспекты развития эмоционального интеллекта до сих пор изучены недостаточно. Проведенное исследование продемонстрировало, что между девушками и юношами в старшем подростковом возрасте имеются достоверные различия по некоторым параметрам эмоционального интеллекта. Так, у юношей выше способность контролировать собственные эмоции, тогда как у девушек лучше развита способность воспринимать и понимать эмоции окружающих. Также установлено, что в целом интегральный показатель эмоционального интеллекта у девушек выше, причем данные выводы подтверждены обеими использованными методиками, разработанными Д.В. Люсиным и Н.Холлом. Необходимо уделить особое внимание группе составляющих эмоционального интеллекта, образующих фактор «понимание эмоций». К этим составляющим относятся эмоциональная осведомленность, эмпатия и распознавание эмоций других людей.
В качестве перспективных направлений исследования можно выделить изучение возможностей развивающей и тренинговой деятельности в отношении эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, более углубленное изучение параметров эмоционального интеллекта, его связи с различными характеристиками личности подростков.
Проводить развивающую работу следует с учетом гендерных особенностей, так как существуют достаточно четкие гендерные отличия в формировании эмоционального интеллекта молодежи.
Цель исследования: выяснить особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 − 3 =