Особенности детско-родительских отношений в семьях с младшим школьником

Цели и задачи

Цель курсовой работы исследовать детско-родительские отношения в семьях с младшим школьником.

Введение и актуальность


В теории привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями. Одна из них – стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая – стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отдалению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя адекватно, сбалансировано поощрять обе тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, в гуманистической теории личности ребенок рассматривается как уже сложившаяся и самодостаточная личность со своими переживаниями, потребностями и неисчерпаемым внутренним потенциалом. Задача взрослого – помочь ребенку реализовать этот потенциал и актуализировать эти переживания, не навязывая своего воздействия и не ломая личность ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное закрепление методов и приемов воспитания. А самое основное – учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены четыре тактики воспитания, которые соответствуют четырем типам детско-родительских отношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, гиперопека, «невмешательство» и сотрудничество. Каждая из этих тактик несет за собой определенный продукт деятельности как желаемый, так и незапланированный, как положительный, так и отрицательный.
Диктат в семье проявляется в систематическом сдерживании одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства других. Родители, конечно, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из норм и целей воспитания, но те, которые отдают предпочтение приказам и насилию, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который сопровождается вспышками гнева, обманом, а иногда откровенной ненавистью. Безнадзорная авторитарность родителей систематическое лишение права голоса ребенка, игнорирование его мыслей и интересов – все это гарантия серьезных психических расстройств.
Гиперопека в семье объясняется системой отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и усилий, перенимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс подготовки их детей к дальнейшему столкновению с реальностью. Это приводит к неприспособленности ребенка в социуме, неумении вести себя в коллективе, несамостоятельности. Как следствие этого опять же возникают психические нарушения.
На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей базируется тактика «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, однако ни тем, ни другим не следует переходить допустимую линию в отношениях. Чаще всего в основе данного явления лежит пассивность родителей. В результате этого ребенок неосознанно приспосабливается к самостоятельности, как должного, и в конкретных ситуациях не способна мыслить и действовать как следует.
Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Такая семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. В ней ребенок способен развиваться полноценно, исключается риск нарушения психического здоровья.
Нарушения в детско-родительских отношениях часто приводит к возникновению определенным состояниям в семье:
1. «Принятие – отвержение» – выражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. «Симбиоз» – контактность и взаимодействие ребенка и взрослого, отражение межличностной дистанции ребенка и взрослого.
3. «Авторитарная гиперсоциализация» – жесткий контроль за ребенком, собственность.
4. «Кооперация» – основанная на демократических принципах воспитания.
Еще одной составляющей фактора формирования психического здоровья ребенка являются «трудные ситуации». Они объясняются определенными обстоятельствами, которые сложились в семье, и имеют непосредственное влияние на всех ее членов, особенно детей. Тяжелые ситуации бывают:
– будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда и тому подобное)
– кратковременные, но чрезвычайно значимые и ситуации (резкая смена жизненного стереотипа, разлука с членом семьи и тому подобное).
– ситуации длительного, хронического действия, связанные с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т. п).
Чтобы избежать возникновения «трудных ситуаций» родителям нужно чаще разговаривать с ребенком, объяснять непонятные для него явления и ситуации, суть запретов и ограничений; помочь научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, овладеть средствами общения; объяснить правила поведения в коллективе детского сада и в домашних условиях.
Несоответствие нормам детско-родительских отношений, явление «тяжелых ситуаций» приводит к нарушению психического здоровья ребенка. Усложненными вариантами этого явления являются:
– невротические состояния (состояние эмоционального неблагополучия, проявляющееся многообразными психоэмоциональными, соматическими и поведенческими симптомами);
– аутизм (тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции) гиперактивность с нарушением внимания (состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму);
– тревожность (индивидуальное свойство личности, черта характера, что проявляется склонностью к чрезмерному волнения, состояния тревоги в ситуациях, которые угрожают, по мнению этого лица, неприятностями, неудачами, фрустрацией) и тому подобное.

Заключение и вывод

Итак, под родительскими отношениями понимают систему или совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Детско-родительские отношения и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей: представителей гуманистической психологии, теории социального научения, отечественной психотерапевтической школы, а также в клинически ориентированной литературе.
В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка. Безнадзорность, девиантное поведение, чрезмерная агрессия, жестокость, насилие... Этот список можно продолжать до бесконечности. Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, необщительность и неуверенность в себе – все это часто результат нарушения семейных отношений. Ребенку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть, что в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно, тем больше возможностей для коррекции этого. Но для этого нужна уже помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов.
Хотя родительские отношения в каждой психологической школе описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов, вместе с тем, практически во всех подходах можно отметить своеобразную двойственность родительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.
Кроме того, отвечая на социальный запрос по организации эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальности, наиболее эффективной будет модель взаимодействия родителя и ребенка, которая предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей.
Среди психологических особенностей становления образа семьи у детей младшего школьного возраста важное место принадлежит отношению родителей к семье и семейной роли.
У женщин среди весомых факторов, которые влияют на становление образа семьи с младшим школьниковм доминируют первые три: семейно-воспитательный, эмоциональные отношения с ребенком, концентрация на ребенке.
У мужчин – четыре фактора: семейно-родительские отношения, эмоциональная дистанция с ребенком, интегрированность семьи, чрезмерная концентрация на ребенке. Перспективным является разработка психологических рекомендаций родителям по развитию позитивного образа семьи младших школьников и детско-родительских отношений на основе рассмотренных определенных факторов отношения родителей к детям и семье.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ