особенности ценообразования в командной и рыночной экономике | Пример курсовой работы

особенности ценообразования в командной и рыночной экономике

Цель работы: Рассмотреть особенности ценообразования в командной и рыночной экономике.

Современные деньги не просто инструмент стоимостного обмена, но продукт права, сложнейший экономико-правовой феномен. Тесная связь цены с категорией «деньги», осуществление особой деятельности по установлению, изменению цен, т.е. влияние государства на структуру цены обусловливает необходимость отнесения цены к правовой категории.
В гражданском законодательстве цена рассматривается с частно-правовых позиций. Цена, как гражданско-правовая категория, представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав.
Цену и ценообразование в тесной взаимосвязи с деньгами, денежным обращением, денежной системой, а также финансами, финансовой системой, следует определить как категории финансового права.
В рассматриваемой нами взаимосвязи указанных выше категорий особое место занимают финансы, что также подтверждается позицией отечественных экономистов, которые пишут, что «денежный характер финансовых отношений – это важный родовой признак финансов как экономической категории. Его значимость определяется тем, что деньги являются обязательным условием существования финансов: нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых».
В контексте рассматриваемых вопросов необходимо акцентировать внимание на мнении С.И. Лушина, который указывает, что деньги и денежные отношения являются естественной базой возникновения, функционирования и развития финансовой системы. «Это верно и в историческом плане, и в современных условиях, поэтому теория финансов тесно связана с теорией денег и зависит от нее.
Финансовая система есть часть денежной системы и непосредственно связана с функциями денег. Финансы возникают как результат развития таких функций денег как средство платежа и как средство сохранения ценности (стоимости)».
При этом, как указывает Н.А. Саттарова, государственное регулирование цен как элемент государственного регулирования экономики осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социально значимых товаров и услуг. К мерам экономического (косвенного) регулирования ценообразования, автор относит льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям.
Цена является экономико-правовым инструментом, обусловливающим «жизнедеятельность» финансов, и оказывающим воздействие на механизм функционирования финансовой системы в целом поскольку: цена всегда присутствует в процессе функционирования денег, т.к. в них (деньгах) не может быть исключена основная функция – функция стоимости; деньги, двигаясь в денежном потоке, аккумулируясь в денежных фондах, соединяют финансовую систему, отдельные ее звенья; финансовые отношения всегда денежные отношения, т.е. это та часть денежных отношений, которая участвует в функционировании финансовой системы; цена есть элемент, функционирующий в финансовой системе, определенным образом воздействующий на механизм движения денежных потоков в финансовой системе. деньги (денежные средства) и цена (ценообразование) как объективная необходимость функционирования денежных, в том числе и финансовых отношений, являются в определенной мере регулятором экономической функции государства. Без правовых средств данный процесс невозможен.
Таким образом, цена (стоимость) – суть денежных отношений, является как экономической, так и правовой категорией, элементом механизма движения денежных средств и формирования денежных фондов в финансовой системе. Формирование и установление цены в системе государственного ценообразования опосредовано правом.
Цена как правовая категория – мера стоимости конкретного товара, работы, услуги, выраженная в денежной форме, закрепленная в нормах права или установленная соглашением сторон. Полагаем, что финансовоправовой механизм ценообразования – это урегулированная нормами права система формирования, изменения и регулирования цен, применяемая уполномоченными органами государственной власти (местного самоуправления) в процессе финансовой деятельности в целях удовлетворения публичных интересов.
Вместе с тем, формирование, распределение и использование денежных фондов государства и муниципальных образований является финансовой деятельностью государства. Финансовая деятельность государства и государственное регулирование ценообразования взаимосвязаны общностью целей в реализации публичных интересов.
В системе финансовой деятельности государства (муниципальных образований) государственное регулирование ценообразования следует усматривать как специфическое средство, которое наряду с правовыми нормами, нормами бухгалтерского учета, методом публично-правового регулирования используется в механизме формирования, расходования централизованных денежных фондов и является средством воздействия на бюджетную, налоговую, денежно-кредитную сфер.
Таким образом, «цена» и «ценообразование» являются категориями современного финансового права. Данный вывод подтверждается на необходимости установления ценовых критериев в отдельных направлениях финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Из данного положения следует, что категория «цена» имеет непосредственное отношение к функционированию финансовой системы страны. Цена и ценообразование, будучи в тесной связи с деньгами и финансами, занимают важное место в финансовой системе государства, поскольку цена оказывает решающее воздействие на движение денежных ресурсов в механизме формирования и использования централизованных денежных фондов.
Финансовому праву принадлежит ведущая роль в организации государственного регулирования ценообразования, поскольку ценоустановление в сфере публичных финансов являясь элементом финансовой деятельности государства, направлено на решение важнейших социальных функций государства, обеспечение развития экономики, стабильности денежной системы.
При этом, институт финансово-правового регулирования ценообразования включает в себя нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, регулирования цен, контроля в сфере ценоустановления.
Под институтом финансово-правового регулирования ценообразования следует понимать обособленный комплекс правовых норм, регулирующих специфический вид отношений государственного воздействия на цены (стоимость, тарифы и т.д.), возникающих в сфере публичных финансов.
Таким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы:
Ценообразование – наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен.
Цены являются синтетической категорией, но при этом одним из наиболее сложных и многогранных объектов управления и регулирования.
Цены – не только индикатор устойчивости хозяйственной системы страны, сигнализирующие о неблагополучии и кризисных проявлениях, но и сами неизбежно индуцируют эффект разбалансированности системы.
Рассмотрим основные диспропорциональности ценообразования финансово- экономической системы Российской Федерации с позиций национальных интересов.
В настоящее время в России отсутствует государственная политика цен как системная научно обоснованная категория.
Ценообразование включает в себя два основных элемента – систему цен и механизм ценообразования. Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Основой взаимосвязи цен в пределах единой системы является соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление). Цена на каждой предыдущей стадии является составным элементом цены на последующих стадиях.
Механизм ценообразования – совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части.
Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. В основе государственного регулирования ценообразования заложен правовой механизм, т.е. здесь необходимо говорить о правовом регулировании ценообразования.
Отличие командного ценообразования от рыночного то, что все функции на себя берёт государство, а в рыночной, как мы знаем, это рынок (market).
В плановой экономике главным координатором хозяйственной деятельности является приказ, идущий сверху вниз.
Плановые органы государства устанавливают производственные задания для каждого предприятия, а также количество ресурсов, необходимое для их выполнения. Т.е способ ценообразования – установление цен на большинство товаров в централизованном порядке государством.
Достоинством такого ценообразования, пожалуй лучшая характеристика плановой экономики, является отсутствие кризисов.
Государство всё спланировало, установило нормальные цены на продукцию, кстати, не позволило образованию монополий, что характерно для рыночной экономики и, соответственно, экономика развивается стабильно.
Недостатки:
– незаинтересованность непосредственных производителей в эффективном труде, снижение планомерной управляемости народным хозяйством
– хронический  дефицит товаров (особенно в 70-80 года) и невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса ( так как есть план, а вовлечение новых технологий невозможно сразу же.
Цель работы: Рассмотреть особенности ценообразования в командной и рыночной экономике.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять − пять =